Судно «Дмитрий Коноплев», как и все строящиеся суда по проекту CCa5712LS, предназначено для добычи и перевозки живого краба в Беринговом, Баренцевом и Охотском морях. Проект по строительству восьми краболовов был разработан в соответствии с требованиями Правил Российского морского регистра судоходства. Судна неограниченного района плавания предназначены для эксплуатации в целях добычи и перевозки краба в живом виде, имеют ледовый класс Ice2 и предназначены для эксплуатации в Северном и Дальневосточном рыбохозяйственных бассейнах РФ. Мореходные качества судна улучшены благодаря оптимальному соотношению его длины и ширины и прямому носу. Особое внимание в проекте уделено экономичности (топливной эффективности) судна.
Общая длина краболова составляет 57,7 метров, ширина 12,6 метров, максимальная скорость 12 узлов. На борту судна установлено промысловое оборудование, позволяющее вести промысел краба с помощью ловушек и его сортировку. Кроме того, судно сможет хранить до 120 тонн живого краба в 9 танках с охлажденной морской водой общим объемом 680 кубических метров. Специальная система циркуляции охлажденной морской воды, изготовленная полностью из пластиковых трубопроводов, работает в полуавтоматическом режиме и предусматривает все возможные варианты эксплуатации.
Как рассказал президент группы компаний «Антей» Иван Михнов, в планах строительство еще 17 судов по госпрограмме «квоты под киль», в том числе 12 краболовов. Возводить их будут также на находкинской судоверфи.
«Находкинский судоремонтный завод впервые строит краболовные суда. Здесь прошла существенная модернизация производственных мощностей, закуплено новое оборудование. Мы работаем с судоверфью не по классической схеме: заказчик и подрядчик, мы настоящая команда, совместно решаем поставленные задачи и преодолеваем трудности», — отметил Иван Михнов.
По словам генерального директора АО «Находкинский судоремонтный завод» Александра Корнейчука, НСРЗ – единственный завод в России, где одновременно строится восемь краболовных судов одного типа.
«Это суда нового поколения, подобных пока не существует. Краболовы оснащены современным оборудованием, имеют улучшенные условия работы для экипажа и автоматизированную систему управления. Это масштабный и интересный проект, мы решаем поставленные задачи и продолжаем развивать судостроение на Дальнем Востоке», — подчеркнул Александр Корнейчук.
Проект по строительству серии краболовов дал новое развитие Находкинскому судоремонтному заводу. На базе ремонтного предприятия создается крупная, эффективная верфь с собственным проектным комплексом для полного цикла постройки различных типов рыболовецких судов. На первом этапе создано 360 новых рабочих мест, а в дальнейшем с расширением производства судов число рабочих мест увеличится до 3 тысяч.
Новые возможности НСРЗ получил благодаря режиму свободного порта Владивосток. В статусе резидента СПВ Находкинский судоремонтный завод провел модернизацию производственных мощностей, обновлены технологические процессы. Это позволяет верфи успешно строить высокопроизводительные рыбопромысловые суда, увеличивать объемы судоремонта. Величина частных инвестиций в судостроительный проект с учетом затрат на модернизацию завода значительно превысит 20 млрд рублей.
Напомним, серия из восьми краболовов была заложена в июне 2020 года. Старт строительству дал вице-премьер — полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев. Этот заказ состоялся благодаря принятому Президентом РФ Владимиром Путиным решению о вводе механизма «квоты в обмен на инвестиции».
Торжественная церемония спуска на воду первого краболовного судна «Капитан Хазан», построенного на одном из старейших заводов Приморья – Находкинском судоремонтном заводе, состоялась 8 сентября. Еще один спуск запланирован на октябрь 2022 года. Далее на суда будут устанавливать оборудование и проводить швартовые и ходовые испытания, а в 2023 году первые три судна отправятся на промысел в Дальневосточном бассейне. Постройка всех судов планируется до 2024 года.
Заместитель генерального директора по развитию рыбохозяйственного комплекса Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Иван Новиков отметил, что в рамках первого этапа программы инвестквот с дальневосточными верфями заключено 16 контрактов на строительство судов-краболовов.
«В их строительство будет вложено порядка 27 млрд рублей частных инвестиций. Краболовы строятся как дополнительное инвестиционное обязательство для победителей крабовых аукционов. Уже построено и передано заказчику 2 краболова на Дальнем Востоке. В высокой степени готовности и спущены на воду еще 4 краболова, включая «Дмитрий Коноплев». Ценим труд и высокую квалификацию дальневосточных корабелов. Несмотря на трудности, обновление дальневосточного рыбопромыслового флота идёт уверенным ходом. Общий объем инвестиций по итогам успешной реализации первого этапа инвестквот составит более 300 млрд рублей», - сообщил Иван Новиков.