Развитие сети воздушных перевозок, аэродромной инфраструктуры и внедрение умных логистических решений сделают жизнь в российской Арктике доступнее и комфортнее

Перспективы транспортной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), а также пути ее оптимизации обсудили участники круглого стола «Развитие транспортной инфраструктуры АЗРФ. Логистика в Арктике: особенности, риски и проблемы», который прошел в рамках первого дня международной конференции «Арктика: устойчивое развитие». Ключевыми темами стали развитие сети воздушных перевозок и внедрение умных логистических решений для улучшения северного завоза. 

Перспективы транспортной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), а также пути ее оптимизации обсудили участники круглого стола «Развитие транспортной инфраструктуры АЗРФ. Логистика в Арктике: особенности, риски и проблемы», который прошел в рамках первого дня международной конференции «Арктика: устойчивое развитие». Ключевыми темами стали развитие сети воздушных перевозок и внедрение умных логистических решений для улучшения северного завоза. 

В Арктике авиация играет ключевую роль в транспортной доступности региона и в большинстве случаев является безальтернативным способом передвижения: удаленность от крупных транспортных путей, низкая плотность населения, большие расстояния между населенными пунктами. 

Минвостокразвития России и подведомственная ему Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) активно участвуют в формировании и реализации госполитики в области гражданской авиации на территории российской Арктики, осуществляют поддержку воздушного сообщения и аэродромной сети арктической зоны. По линии Минтранса ежегодно выделяются средства для реконструкции аэропортовой инфраструктуры. Правительством РФ в феврале текущего года утверждена дорожная карта по строительству (реконструкции) посадочных площадок в Арктической зоне РФ. В настоящее время на арктических территориях находится не менее 39 крупных аэродромов, каждый четвертый их которых будет модернизирован к 2027 году. 

В том числе, развитие транспортной инфраструктуры идет с помощью частных инвестиций. «Арктика – уникальный регион. Там представлены все три преференциальных режима: АЗРФ, ТОР (ТОР «Чукотка», ТОР «Якутия», ТОР «Столица Арктики») и СПВ (Чукотский автономный округ). КРДВ предлагает инвесторам самый большой набор мер государственной поддержки для реализации проектов в регионе, которые позволят создать производства, новые рабочие места. Существенные налоговые льготы, административная поддержка, пониженные страховые взносы», – особо подчеркнул управляющий директор КРДВ Иван Печорин.

Действуют меры государственной поддержки для населения по доступности авиасообщения. В частности, субсидируются межрегиональные маршруты, связывающие города Арктической зоны РФ с другими регионами страны, действует программа поддержки льготных категорий граждан, осуществляются субсидируемые перевозки граждан, зарегистрированных по месту жительства в ДФО (например, Чукотка), а также рейсы единой дальневосточной авиакомпании (например, по маршруту Анадырь-Петропавловск-Камчатский). Идет разработка проекта Постановления Правительства РФ о софинансировании их федерального бюджета авиаперевозок на местных воздушных линиях по безальтернативным маршрутам ДФО и Арктики. 

Предполагается расширить маршрутную сеть единой дальневосточной авиакомпании в Арктике до 535 маршрутов к 2025 году и перевозить до 2 млн пассажиров в год.

Развитие транспортного потенциала АЗФР неразрывно связано с Северным морским путем. Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов отметил, успешные логистические решения и развитие инфраструктуры в Арктической зоне РФ позволят решить проблему северного завоза и значительно снизить стоимость жизни людей, зависящих от этого процесса. «К территориям с ограниченными сроками завоза грузов относятся 25 субъектов Российской Федерации, где проживает более 3 млн человек. Ежегодно в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завозится около 3,1 млн т грузов жизнеобеспечения. Из них 75% составляют топливно-энергетические ресурсы. Прямые расходы бюджета на северный завоз составили 14,2 млрд рублей в 2020 году. И стоимость завоза становится все выше», – пояснил Кузнецов.

Умная логистика позволит снизить затраты на доставку грузов, что сократит стоимость товаров для населения. ФАНУ «Востокгосплан» провело исследование и определило пути оптимизации северного завоза. В частности, речь идёт о создании новой бизнес-модели для завоза, что, в первую очередь, связано с улучшением процесса управления завозом. По мнению Кузнецова, в этом может помочь современна ИТ- система, а также уточнение и обновление существующего законодательства. 

ФАНУ «Востокгосплан» создает мониторинговую систему – цифровой двойник, позволяющий проводить оперативное отслеживание и прогнозирование для надежных поставок жизненно важных товаров. Сформированы обширные базы данных по регионам, есть сведения о необходимом количестве продовольствия на одного человека в каждом нацеленном пункте. Это позволит грамотно прогнозировать и оптимизировать логистические потоки, повлияет на качество жизни населения в Арктике.

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024