Сессия ВЭФ: Защита интеллектуальной собственности и монетизация — мост между творчеством и креативной экономикой

КРДВ на Восточном экономическом форуме провела сессию «Креативный Дальний Восток: стратегия для творческого многообразия территории» 

КРДВ на Восточном экономическом форуме провела сессию «Креативный Дальний Восток: стратегия для творческого многообразия территории» 

Дальний Восток является уникальным местом, где европейский образ жизни переплетается с азиатским духом, где зарождаются творческие проекты и креативный бизнес. Здесь креативная экономика рассматривается как один из ключевых элементов устойчивого развития и повышения качества жизни. Одним из важных факторов развития отрасли является близость к азиатским рынкам сбыта. Сегодня представителям креативных индустрий стало очевидно, что для прорывного роста необходимо объединение и консолидация. Об этом и многом другом сегодня говорили на VII Восточном экономическом форуме в рамках сессии «Креативный Дальний Восток: стратегия для творческого многообразия территории». Модератором дискуссии выступил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

Регионы Дальнего Востока сейчас определяют свои точки роста, отметила в своем выступлении Эльвира Нургалиева, первый заместитель генерального директора по социальному развитию Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. В своей работе КРДВ опирается на творческие сообщества, которые уже существуют или зарождаются в субъектах. Отличительная черта регионов ДФО — богатство культурного кода, территориальные особенности, обусловленные в том числе близостью к азиатскому рынку сбыта и накопленному опыту работы с ними. Кроме того, люди, населяющие территории Дальнего Востока, по словам спикера, всегда охотно экспериментировали и создавали новые продукты и решения, которые охотно тиражируются в других регионах страны. «Сейчас мы говорим об инфраструктурной и образовательной поддержке, разработали мастер-планы развития регионов, в основе которых, в том числе, инфраструктурные решения для креативных индустрий — квартальная застройка, предполагающая сразу включение туда объектов культуры, развитие городов-спутников. Второе направление — образовательный трек — межвузовские кампусы, сейчас уже ряд городов макрорегиона сформулировали свои пожелания и часть регионов получит поддержку по созданию таких образовательных структур».

Говоря о развитии любой среды, необходимо отталкиваться от исследований и изучения ситуации, в которой эта среда сейчас находится. Говоря об этом, Татьяна Абанкина, директор Центра креативной экономики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», отметила, что наблюдается существенный рост креативного сектора во всех регионах ДВ. Однако происходит это крайне неравномерно, уже определены лидеры и есть регионы, еще не включившиеся в развитие креативной экономики на территории своих субъектов. «Преимущество регионов Дальнего Востока в их разнообразии, это сказывается и на развитии креативных индустрий — разные команды, разные интересы. Виден рост занятости числа людей с креативными компетенциями как в творческих секторах, так и в других сферах — эта доля возрастает, к примеру, в промышленности, транспорте, строительстве. В не творческих специальностях эта доля растет с опережающим развитием, поэтому очень важно, чтобы заработали образовательные программы и обеспечили спрос на людей с креативными компетенциями».

Заместитель директора по проектной деятельности ФГБУ «Роскультцентр» Анна Афанасьева напомнила, что по всему миру растет число людей, занятых в креативных индустриях, однако, далеко не все уже разобрались в базовых понятиях, таких как «креативные индустрии» и «креативная экономика», а значит, не все понимают, как они могут быть задействованы в их развитии. Площадкой поиска ответов на такие вопросы и общения стала Российская креативная неделя. «На федеральном уровне делается достаточно много, например, первое, что мы сделали — провели аналитику бизнеса, оказалось, что проблемы бизнеса в креативных индустриях мало чем отличаются от общих вопросов, с которыми сталкиваются владельцы компаний, и многие выработанные предложения легли в основу планов по реализации концепции развития креативных индустрий. Мы выяснили, что предприниматели сталкивались с проблемой получения денежных средств, и вот год назад был создан Президентский фонд культурных инициатив, заявителями которого стали в том числе ИП. Но есть проблемы с межведомственным взаимодействием, особенно, когда мы спускаемся на уровни субъектов. Мы видим, что регионы, которые создали свои точки входа для объединения креативных индустрий, это часто НКО и ресурсные центры, сильно вырвались вперед», — отметила спикер сессии. При этом участники дискуссии отметили, что создаваемые в регионах структуры поддержки должны стать партнерами сообществ, а не носить наставнический характер.

Если смотреть на Россию с точки зрения креативных индустрий — это лоскутное одеяло, потому что все основные инициативы шли снизу, опережая государственное регулирование, вырабатывались свои подходы, изучался международный опыт, в результате то, что прижилось в регионах, выработано в разные действующие методики и программы, накопленным опытом теперь субъекты могут делиться между собой. Об этом рассказал Игорь Намаконов, генеральный директор Федерации креативных индустрий. «Многое создается сейчас как задел для следующих этапов развития. Мы сделали креативную карту, где к концу года будет более 1000 организаций, которые занимаются поддержкой креативных индустрий. Проблема в том, что многие организации не в курсе, что они относятся к креативной индустрии. На кого можно опереться в регионе при развитии креативной экономики? Целая пропасть между IT и ремеслами, гастрономией. Кто объединяет это и убирает разрыв между сообществами? Наша цель — создание условий для руководителей фондов развития регионов. Процессы так быстро происходят, что сложно уследить за их изменением, поэтому очень важно межведомственное взаимодействие и работа с локальными сообществами». Лучшее, что может происходить — объединение политической воли и самих креативных сообществ, считает спикер.

В 2021 году для поддержки проектов в сфере культуры, искусства, креативных и творческих индустрий создан Президентский фонд культурных инициатив. С 2021 по 2024 год вложение в развитие российских КИ в виде грантовой поддержки составит 32,5 млрд рублей. Уже сейчас в регионах Дальнего Востока при поддержке Фонда реализуется 192 проекта, сумма поддержки - свыше 333 млн рублей. Лидирует по количеству поддержанных проектов Республика Саха (Якутия) — 62 проекта на 62 млн руб. «Сейчас государством выделяются большие средства для поддержки сообществ — совокупно у Фонда президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив в год на это есть более 20 млрд рублей. Сегодня нужно уделить внимание образованию, самим создавать человека креативной экономики. Но потом нужно удержать его в регионе, для этого необходимы условия для развития. Есть большое количество проектов, когда молодежь делает что-то для сверстников, к примеру, когда сами ребята создают креативные кластеры и делает их точкой притяжения», — рассказал Иннокентий Дементьев, заместитель генерального директора Фонда президентских грантов.

Говоря про воспитание человека креативной экономики, мы должны говорить не только про создание контента, но и прививать культуру защиты интеллектуальной собственности и монетизации. «Это мост между творчеством и креативной экономикой», — отметил Игорь Намаконов. Роман Карманов напомнил, что на сайте Фонда президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив собрана большая база практик, уже поддержанных государством. Многие идеи тиражируются, что-то создается в разных регионах параллельно. Спикеры сессии отметили, что среди задач, которые сегодня стоят перед государством — наращивание административного опыта по управлению креативным сектором, сейчас, к примеру, уже открываются специальности по управлению творческими компетенциями, которые крайне востребованы среди молодежи.

О региональном опыте работы рассказали первый заместитель главы Администрации города Владивостока Сергей Дмитриенко и генеральный директор АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» Афанасий Саввин, директор АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» Андрей Дымченко, член правления АНО инициатив и содействия по продвижению и популяризации дизайна и культурного развития «Владивосток дизайн» Даниэла Пика и руководитель направления по сопровождению проектной деятельности АНО «Центр поддержки предпринимательства Приморского края» Наталья Карпова. Владивосток в сфере креативных индустрий занимает ниши гастрономии, IT (сейчас создается большой IT-кластер на острове Русский), развивается урбанистика, робототехника. Говоря о Якутии, нельзя не вспомнить про IT-сектор, киноиндустрию (рейтинги прокатов своего продукта в регионе в разы выше просмотров зарубежных фильмов) и создание игр. Говоря о мерах поддержки, Афанасий Саввин отметил важность понимания локальной идентичности и региональных особенностей. Так, в Якутии, к примеру, властью поддерживаются компании, занимающиеся созданием игр, введены рибейты кинематографа. «Любое хорошее кино порождает тренды. Сейчас время, когда нужно вкладываться в отечественный продукт», — отметил Афанасий Саввин. В регионе многое делается для развития креативных компетенций, в том числе проводится большая работа с компаниями, которые берут на себя их развитие у своих сотрудников. Он также вышел с предложением создания проектного офиса по развитию креативных индустрий на Дальнем Востоке, приведя в пример успешный опыт работы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики на территории макрорегиона.

Тему поддержки и закрепления талантов на местах продолжил и.о. директора департамента по делам молодёжи Правительства Приморского края Владимир Сохненко. На примере актеров он рассказал, какие меры их поддержки сейчас есть в регионе, где есть недостаток развития кастинговой платформы. Не противостоять, а помочь, так считает власть и готова поддерживать материально, тех, кто в поисках развития едет в столицу на прохождение кастингов и для участия в творческих федеральных конкурсах. В ответ на меры поддержки молодые таланты по возвращению берут на себя обязательство обмена опытом и проведения мастер-классов и встреч в районах края, для тех, кто еще только учится и развивает в себе, к примеру, вокальные или актерские навыки. Роман Карманов, в свою очередь, обратился к Владимиру Сохненко с просьбой информирования молодежи о возможностях, которые для них создает государство, в том числе, через Президентский фонд культурных инициатив.

КВН может стать кадровым фундаментом для развития креативных индустрий, уверен Артур Туманян, продюсер проектов Клуба веселых и находчивых. Это и социальный лифт, и первый проект для многих креативных менеджеров. Однако, в ДФО с его удаленностью от столицы, его развитие затруднено, выходом может стать создание проектного офиса и телевизионной Дальневосточной лиги. Среди ярких примеров развития школы КВН — Пермский край, где несколько лет назад перезапустилась и с успехом действует региональная лига. Это подтверждает и присутствующий на сессии глава Пермкого края Дмитрий Махонин, отметивший, что возможность для самореализации и выбор посещения культурного и спортивного мероприятия в регионе важен для жителей. «В каждом субъекте есть, что показывать. Для нас тоже актуальные рибейты в кино, уже несколько лет у нас проходят конкурсы и фестивали кулинарного мастерства. Хочу обратить внимание на важность образования, которое необходимо для формирования кластеров, нужно создавать кампусы, добиться, чтобы они финансировались».

Важно создание инфраструктуры по развитию креативных индустрий в регионах. Некоторые субъекты — только в начале пути. Об этом рассказал руководитель АНО «Центр развития территорий Амурской области» Петр Стрелец, отметив, что в регионе пока что слабо развита работа с креативной экономикой, однако, активно предпринимаются шаги. Так на Тавриде уже получила поддержку идея проекта креативного кластера «Казармы», большой центр промышленного дизайна, который, по планам региона, сможет выйти на самоокупаемость через полгода после запуска, планируется к созданию в 2023 году. Одновременно это и вторая жизнь для бывших казарм.

Своим опытом в развитии анимационной сферы готовы делиться коллеги из Хабаровского края, где успешно работает студия «Мечталет», экспортирующая свой продукт в том числе на азиатский рынок, в регионе при поддержке Президентского фонда культурных инициатив запущен анимационный кластер для детей, а также в конце месяца пройдет первый фестиваль анимационного кино «Анимур», заявки на который подали 73 страны.

 

 

 

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024