В рамках Дня Арктики организованы тематические сессии по развитию устойчивого судоходства по Северному морскому пути, международному транзиту, инвестициям в Арктику, будут обсуждаться перспективы хозяйственной деятельности и социально-экономического развития территории Арктического региона. Приветственное обращение в адрес участников и гостей мероприятия направил Президент РФ Владимир Путин. В частности, как отмечено в обращении, «в нашей стране проблематике развития северных территорий традиционно уделяется особое внимание. Российская Федерация последовательно укрепляет взаимодействие с соседями по региону, в том числе в формате Арктического совета. Сейчас, в период российского председательства в Совете, мы нацелены на всемерное повышение эффективности этой важной многосторонней структуры, на реализацию в её рамках перспективных, взаимовыгодных совместных проектов».
В своём выступлении Юрий Трутнев отметил, что Правительство РФ по поручению главы государства проводит работу по развитию арктических территорий. Ведётся активная работа по совершенствованию арктической законодательной базы. В 2020-2021 годах утверждены Основы государственной политики РФ в Арктике, Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утверждён единый план по их реализации, приняты государственная программа «Социально-экономической развитие Арктической зоны РФ» и федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».
Для повышения инвестиционной привлекательности региона продолжается модернизация арктических преференциальных механизмов. В 2020 году вся российская Арктика стала особой экономической зоной. «Сегодня каждый, готовый вложить в свой проект от одного миллиона рублей, может стать её резидентом, воспользоваться налоговыми льготами и административной поддержкой. Сейчас в преференциальных зонах арктического региона зарегистрировано 128 резидентов с общим объёмом заявленных инвестиций более 300 млрд рублей», – заметил вице-премьер.
Он подчеркнул, что Президентом РФ поставлены задачи, связанные с освоением Северного морского пути, повышением грузопотока до 80 млн тонн в год к 2024 году. «Для этого следует сделать довольно много. Надо обновить ледокольный флот, заниматься вопросами развития портовой инфраструктуры, связи, системы прогнозирования ледовой и гидрометеорологической обстановки, систем спасения и обслуживания судов», – сказал Юрий Трутнев.
В прошлом году заступил на дежурство головной ледокол серии 22220 – «Арктика», способный ходить во льдах толщиной до трёх метров. Строятся ещё четыре ледокола этой серии. На судоверфи «Звезда» заложен головной ледокол «Лидер», мощностью 120 МВт, который сможет преодолевать льды толщиной до пяти метров. Для исследования дна акватории Северного Ледовитого океана пройдут модернизацию три гидрографических судна, ещё пять гидрографических судов – в строительстве. Для обеспечения безопасности мореплавания строится дополнительный аварийно-спасательный флот, формируются аварийно-спасательные части МЧС России, закупается авиатехника.
Идёт развитие Мурманского транспортного узла, создаётся терминал Утренний в Сабетте. В этом году началось строительство нефтеналивного терминала «Бухта Север» для проекта «Восток Ойл». Начата работа по модернизации железных дорог. Предстоит строительство Северного широтного хода и Северного Широтного Хода – 2.
«”Росатом”, являясь с 2018 года инфраструктурным оператором Северного морского пути, видит свою главную задачу в том, чтобы сделать из Северного морского пути удобный и эффективный маршрут, отвечающий всем международным требованиям логистики. Убежден, что здесь нужны комплексные усилия государства и бизнеса», – заметил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв.
Рассматривался вопрос обеспечения безопасности мореплавания и организации поисково-спасательного обеспечения в Арктическом морском бассейне РФ. Для обеспечения безопасного и эффективного судоходства и хозяйственной деятельности в Арктическом бассейне ведутся гидрографические исследования. По словам заместителя Министра транспорта РФ Александра Пошивая, до конца года в акватории Северного морского пути планируется выполнение площадной съёмки рельефа дна в объёме более 85 тыс. приведённых километров. Также он доложил о строительстве 14 многофункциональных аварийно-спасательных судов и буксиров с усиленным ледовым классом аварийно-спасательного флота. Суда будут дислоцироваться в места наиболее интенсивного судоходства на трассах Севморпути.
Обсуждалось развитие сил и средств МЧС России в Арктической зоне РФ. МЧС России планирует создать специализированные комплексы объектов в узловых точках региона (Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке), включающих подразделения центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов, арктические поисково-спасательные подразделения и авиационно-спасательные звенья.
Модернизируются система мониторинга Росгидромета и система «Север», которые позволят следить за климатической и экологической ситуацией в Арктике. К 2024 году планируется переход к круглогодичной навигации на всем протяжении Северного морского пути. В перспективе система «Север» должна будет обеспечивать круглогодичную проводку судов по всему Северному морскому транспортному коридору – от Мурманска до Владивостока. Также представлена информация по климатической оценке площади льда в Арктике.
Прошло подписание ряда соглашений, в том числе об организации бесперебойного и экологически безопасного комплексного ледокольного обеспечения судоходства в акватории Северного морского пути, проведении комплексных исследований и мониторинга надводной и подводной экологической безопасности в Арктической зоне РФ.
«Работы предстоит ещё много. Большая часть из того, о чём мы сейчас говорим, постоянно обсуждается в Правительстве. Мы будем эту работу вместе продолжать. Уверен, что общими усилиями мы и дальше будем осваивать этот труднодоступный, но крайне важный и для нашей страны, и для всего мира регион. Продолжим выполнять поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Развитие арктических территорий – важное направление деятельности Правительства Российской Федерации», – подытожил Юрий Трутнев.