Обсуждались меры, направленные на обеспечение требований законодательства при реализации проектов в преференциальных режимах территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ), снижение административного давления на экономику и противодействие коррупции.
Генеральной прокуратурой проанализировано состояние законности при реализации проектов в преференциальных режимах. Благодаря созданной на Дальнем Востоке системе государственной поддержки началась реализация более 2600 новых инвестиционных проектов. В качестве резидентов ТОР и СПВ в экономику региона привлечены 6 триллионов рублей инвестиций, из которых 1,8 триллиона рублей уже фактически вложены. Более 70 процентов – это инвестиции в несырьевые предприятия, обеспечивающие диверсификацию экономики, развитие современных технологий, повышение компетенций работников. Впервые за многие годы зафиксирован положительный приток молодых специалистов в возрастной категории от 20 до 24 лет. Улучшился инвестиционный климат: 10 из 11 субъектов ДФО показали рост в национальном рейтинге АСИ.
По словам Юрия Трутнева, наблюдается некоторое движение в части снижения административного давления на бизнес. В 2017 году Дальневосточный регион занимал по уровню административного давления последнее место. Сейчас занимает шестое место. Впрочем, зачастую неоправданные контрольные мероприятия продолжают нарушать ритм развития дальневосточной экономики. Так в 2020 – 2021 годах на Дальнем Востоке проведено более 400 тысяч проверок, из которых только 4% – плановые, 96% – внеплановые.
«Административное давление, бесконечные проверки и придирки, равнодушие и, что еще хуже, корыстное поведение ряда чиновников значительно снижает эффективность проводимой по поручению Президента Российской Федерации экономической политики. Наибольшее количество внеплановых проверок проводится по линии Роспотребнадзора, Роструда, МЧС России, Ростехнадзора. Говоря о внеплановых проверках, хочу подчеркнуть, что они нередко проводятся по обращениям, подготовленным конкурирующими структурами либо самими проверяющими. Также в проверках используется расширительный принцип, то есть выходят по одной конкретной теме, а проверять начинают по всему спектру вопросов до нахождения какой бы то ни было зацепки. Эту практику нам тоже нужно анализировать и, на мой взгляд, прекращать», – отметил в своем выступлении Юрий Трутнев.
Вице-премьер напомнил о норме в законодательстве, требующей согласования с Минвостокразвития внеплановых проверок в отношении резидентов ТОР. Отметив, что пока по результатам этой работы в 2020 году из 309 обращений с просьбой о разрешении на проверку получено в 90% это разрешение получено.
«Несмотря на динамично меняющееся в сторону поддержки бизнеса законодательство, ряд проблем требует дополнительных усилий и согласованных действий с нашей стороны для их решения», – сообщил в своем выступлении заместитель Генерального прокурора Дмитрий Демешин.
По его словам, бизнес продолжает сталкиваться с бюрократическими препонами. Контролирующими органами нарушаются специальные требования к проведению проверок юридических лиц, работающих в ТОР и СПВ. В ряде случаев не обеспечивается надлежащее функционирование объектов инфраструктуры ТОР, бюджетное финансирование на их создание. Есть претензии к работе некоторых контролирующих структур. «Например, Роспотребнадзором регулярно не соблюдаются сроки принятия решений об установлении санитарно-защитных зон, их изменении или прекращении. Отдельные инвесторы, несмотря на установленный законом срок в 15 дней, ждут такого согласования от 1 года до 2 лет. И здесь есть претензия и к прокурорам – где ваша реакция?», – сказал заместитель Генерального прокурора.
Об увеличении количества проверок на региональном уровне говорил и глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков. Если в 2018 году предприятия ДФО проверяли в среднем 1,7 раз в год, то в 2020 году – 2,3 раза. «Не побеждена волокита. Некоторым инвесторам приходится до двух лет ожидать согласования изменений границ санитарно-защитных зон, без которого невозможно оформить разрешение на строительство, ввод объекта в эксплуатацию. Несколько лет назад мы внедрили на Дальнем Востоке интернет-сервис для инвесторов в аквакультуру, позволяющий в онлайн-режиме выбрать и оформить участок морской акватории для ведения бизнеса. Но даже цифровизация не позволяет поднять некоторые бюрократические шлагбаумы. Так, например, многие предприятия аквакультуры сталкиваются с трудностями при прохождении государственной экологической экспертизы. Объемы процедур и документации таковы, что подготовка материалов отнимает более года, а затраты составляют от полумиллиона рублей. При том, что марикультура не относится к капиталоемким бизнесам», - рассказал глава Минвостокразвития России.
Опросы предпринимателей показывают, что доля компаний, которые оценивают давление со стороны контрольно-надзорных органов как значительное, оценивается в 29%. Это означает, что каждый третий бизнес находится под давлением.
Дмитрий Демешин сообщил участникам совещания, что с 1 июля 2021 года вступают в силу основные требования федерального закона о государственном контроле. Любой визит проверяющего будет возможен только с согласия прокурора. Наряду с прочими нововведениями закон существенно расширяет арсенал мер и контрольно-надзорных мероприятий. В дополнение к традиционным проверкам и контрольным закупкам устанавливаются такие форматы, как мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит. Это позволит не препятствовать работе бизнеса. Вся система контрольно-надзорной деятельности будет базироваться на риск-ориентированном подходе. В отношении организаций с низким уровнем риска проверки будут проводиться не чаще, чем раз в несколько лет. Благодаря порталу, синхронизированному с публичным единым реестром мероприятий, предприниматели через личный кабинет смогут не только отслеживать информацию о предстоящих проверках, но и оспаривать их.
Алексей Чекунков заявил о необходимости усилить работу Межведомственной рабочей группы по защите прав инвесторов, в состав которой входят представители Минвостокразвития России и Генеральной прокуратуры. Глава Минвостокразвития предложил совместно выработать механизм координации действий различных проверяющих органов, синхронизации проверок, оптимизации их количества и продолжительности с тем, чтобы не блокировать работу предприятий.
Министерство ведет активную законотворческую работу, направленную на защиту инвесторов. В Госдуму внесен разработанный Минвостокразвития России пакет поправок, который содержит несколько важных для ТОР и СПВ новаций. Так, в частности, изменяется принцип предоставления статуса резидента: режим «можно заниматься всем, что разрешено» трансформируется в принцип «можно заниматься всем, что не запрещено». Такая новация позволит расширить круг резидентов, устранит неопределенности, связанные с различным толкованием норм и предписаний. Несколько резидентов смогут объединять таможенные зоны, что позволит снизить затраты на их оборудование. Упрощается взаимодействие резидентов с управляющей компанией – оно будет осуществляться через электронную платформу.
Один из вопросов, включенных в повестку совещания, был связан с защитой прав граждан на безопасную окружающую среду. «На Дальнем Востоке замечательная природа, чистые реки, зеленые леса. В то же время в городах и поселках с высоким загрязнением воздуха проживает более 2 млн человек или более 24% населения Дальнего Востока. Города Чита, Улан-Удэ и Южно-Сахалинск регулярно входят в список городов России с наибольшим загрязнением воздуха. В Улан-Удэ среднегодовые предельно допустимые концентрации бензапирена превышены в 12 раз, взвешенных веществ – в 1,5 раза, формальдегида – в 1,2 раза. Все это приводит к повышению заболеваемости граждан, к сложностям в решении поставленной Президентом Российской Федерации задачи – достижение средней продолжительности жизни к 2030 году до 78 лет в каждом дальневосточном субъекте Российской Федерации», – заявил Юрий Трутнев.
Основными источниками загрязнения в перечисленных городах являются предприятия теплоэнергетики, транспорт и печное отопление. В Улан-Удэ количество индивидуальных жилых домов с печным отоплением за 4 года возросло в 2,3 раза. Количество автотранспортных средств за последние годы увеличилось в 1,7 раза. Высокие показатели загрязнения воздуха в городах Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск. В целом ряде городов до сих пор не решены проблемы с обеспечением чистой водой. Например, в Республике Бурятия более 25% населения, а в Забайкальском крае 29% населения не обеспечены водой надлежащего качества.
По словам Дмитрия Демешина, региональные органы государственной власти, местного самоуправления принимают недостаточные меры к исполнению федеральных и региональных программ по строительству, модернизации и реконструкции очистных сооружений. Предприятиями не всегда применяются новейшие средства очистки выбросов в атмосферу, своевременно не проводится реконструкция действующего оборудования, что приводит к превышению допустимых концентраций загрязняющих веществ. Нередки случаи несоблюдения режима санитарно-защитных зон.
«Правительство Российской Федерации готово совместно рассматривать вопросы финансирования необходимых мероприятий, но считаю, что планы действий по снижению атмосферного загрязнения, по строительству современных водоочистных сооружений должны формироваться в территориях под руководством губернаторов и глав населенных пунктов», – подчеркнул Юрий Трутнев.
По итогам состоявшегося во Владивостоке совещания будет выработан комплекс мероприятий по развитию ТОР и СПВ, противодействию нарушениям прав инвесторов и укреплению законности в данной сфере, охране экологии. Участники мероприятия выразили уверенность в том, что совместная работа Минвостокразвития и Генеральной прокуратуры позволит повысить эффективность работы, направленной на комплексную защиту бизнеса от административного давления и на устранение препятствий для привлечения инвестиций и ускоренного развития экономики.