Юрий Трутнев поручил разработать для ДФО транспортную модель потоков грузов с целью контроля сроков их доставки

Во Владивостоке Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провёл совещание по вопросу нормализации перевозок грузов морским путем и через пункты пропуска.

«Для многих территорий Дальнего Востока морской транспорт является по сути безальтернативным, от него зависит снабжение населения продовольствием и товарами первой необходимости, строек оборудованием и строительными материалами, развитие экономики. В этом году ситуация в дальневосточных портах непростая. В них скопилось порядка 5 800 контейнеров при норме накопления 2 200. Значительная часть грузов находится в сухих портах. Это вызвало сложности для Чукотки, Магаданской области, Сахалина, Камчатки», – отметил Юрий Трутнев.

Как напомнил вице-премьер, вопрос доставки грузов в дальневосточные регионы находится на особом контроле главы государства Владимира Путина. Правительству РФ поставлена задача в кратчайшие сроки обеспечить нормализацию сложившейся ситуации и представить конкретные меры по её недопущению в будущем.

Среди причин скопления грузов были названы такие, как снижение портами объёмов каботажных перевозок при увеличении международного грузооборота, отсутствие контроля за осуществлением морских перевозок, неудовлетворительная работа портов по приёму грузов.

DSC05302.jpg

Минтрансом России по поручению Правительства РФ создана рабочая группа по решению сложившейся ситуации. Сформирован единый центр мониторинга ситуации для координации информации от субъектов ДФО, морских терминалов и судовладельцев. Организован ежесуточный контроль движения грузов, ведётся учёт социально-значимых грузов. Для перевозки грузов в дальневосточные регионы привлечены дополнительные суда. Приоритезированы грузы, которые имеют наиболее важное значение для населения. Большая часть таких грузов уже отправлена в дальневосточные регионы.

По состоянию на 1 ноября в морских портах Приморского края находилось 5 332 TEU (из них 467 TEU соцгрузов) и 6 165 тонн генеральных грузов в направлении портов Чукотки, Магадана, Сахалина и Камчатки. За период с 1 по 8 ноября было достигнуто снижение накопления контейнеров на 30 %. Однако из-за сложных погодных условий в Приморском крае в период с 8 по 9 ноября не были отправлены четыре судна номинальной мощностью 1 600 TEU, в результате произошло увеличение накопления грузов (10 ноября в связи с улучшением погодных условий суда были загружены и отправлены). По состоянию на 15 ноября в морских портах Приморского края находилось 5 783 TEU и 2 992 тонны генеральных грузов. Увеличение количества контейнеров по отношению к 1 ноября составило 406 TEU, при этом количество генеральных грузов уменьшилось на 3 008 тонн.

С 1 по 15 ноября включительно в порты прибыло 8 301 TEU и 4 974 тонны генеральных грузов, в том числе 15 ноября прибыло 484 TEU. За этот период совершено 24 рейса, которыми вывезено 7 405 TEU и 7 509 тонн генеральных грузов, 14 ноября зарегистрирован один выход судна. С 16 по 21 ноября планируется загрузка и отход семи судов, которыми будет обеспечен вывоз 1 843 TEU и 2 992тонны генеральных грузов.

Как доложил заместитель Министра транспорта РФ Александр Пошивай, с 15 ноября на каботажные линии дополнительно привлечено восемь судов (два судна на Петропавловск-Камчатский, четыре – на Магадан, одно – на Сахалин, одно – на Чукотку). До 30 ноября ожидается снижение объёма хранения контейнеров в морских портах Приморья до 2 255 TEU, что является нормой накопления судовой партии груза для терминалов портов Владивосток и Восточный.

Под каботажные грузы в портах Приморья выделены отдельные причалы, складские площадки, грузовые средства. При подходе судов немедленно начинаются грузовые операции, работа ведётся в круглосуточном режиме. Такая же круглосуточная работа организована в портах регионов ДФО – Магадане, Петропавловске-Камчатском, Корсакове, Анадыре и Певеке.

Рассматривалась организация завоза грузов в Чукотский автономный округ в связи с наступлением периода ледокольных проводок. С 1 по 15 ноября включительно на Чукотку отправлено 1 140 TEU и 4 380 тонн генгрузов (из них соцгрузы: 183 TEU и 178 тонн генгрузов). Всего в регион из морских портов Приморского края с 1 ноября направлено пять судов, для их сопровождения в условиях ледовых ограничений в морском порту Анадырь направлено многофункциональное аварийно-спасательное судно «Спасатель Заборщиков», в морской Певек подходит ледокол «Новороссийск» для проводки судна «Феско Парис», до Певека также используется атомный ледокол «Вайгач». Завершение доставки запланировано до 10 декабря.

Обсуждалась возможность поддержки судостроительных компаний в ДФО. Как уточнил Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, по поручению главы государства Минвостокразвития России подготовлены предложения по отмене НДС на услуги судоремонтных компаний. Подведомственным учреждением министерства ФАНУ «Востокгосплан» разработана цифровая модель для прогнозирования и анализа логистических потоков северного завоза. Пилотный проект реализуется в Якутии.

Отдельным вопросом рассмотрен вопрос перевозки грузов через пункты пропуска на российско-китайской государственной границе.

По итогам совещания Юрий Трутнев дал ряд поручений. Минтрансу России совместно с Минвостокразвития России, государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», ОАО «РЖД», правительствами Чукотки, Сахалинской и Магаданской областей, Камчатского края поручено продолжить мониторинг ситуации в рамках действующей межведомственной рабочей группы; представить предложения, при необходимости с проектами соответствующих нормативно-правовых актов, по комплексу мер, направленных на недопущение повторения сложившейся в 2021 году ситуации с осуществлением перевозок грузов морским транспортом из портов Приморского края в направлении портов Чукотского автономного округа, Камчатского края, Сахалинской и Магаданской областей.

«По целому ряду причин увеличились экспортно-импортные операции. Это определённый вызов и определённая возможность. Мы должны ей воспользоваться. Сделать так, чтобы рос поток грузооборота, рос оборот наших компаний, росла экономика Российской Федерации. Но поскольку в условиях пандемии к резкому увеличению грузооборота не все участники процесса оказались готовы, то в первую очередь мы будем обеспечивать наши населённые пункты, наших людей», – заметил Юрий Трутнев.

Минтрансу России совместно с Минвостокразвития России, дальневосточными регионами, заинтересованными органами власти и компаниями поручено представить предложения по разработке на законодательном уровне понятия «северного завоза». «Нужно прописать, как в комплексе должна осуществляться доставка необходимых грузов на северные территории, потому что для целого ряда территорий Дальнего Востока морской транспорт является по сути дела безальтернативным», – заметил Юрий Трутнев.

По поручению вице-премьера Минтранс России создаст постоянную систему мониторинга прохождения грузов через дальневосточные порты и разработает транспортную модель потоков грузов в ДФО с целью контроля сроков их доставки.

Минпромторгу России совместно с Минтрансом России, Минвостокразвития России поручено проработать вопрос стимулирования строительства контейнеров и контейнеровозов для обеспечения морских грузоперевозок.

Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено представить предложения (программу), в том числе экономическое обоснование, по реализации мероприятий по дооснащению пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на территории ДФО.

«Нужно сделать всё возможное, чтобы люди получали грузы вовремя», – подвёл итоги совещания Юрий Трутнев.

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024