Северные морские ворота России и крупнейший транспортный узел: на выставке «Россия» обсудили потенциал Мурманской области

22 декабря на Международной выставке-форуме "Россия" прошел День Мурманской области. На пленарной сессии в рамках Дня Арктического инвестора на выставке «Россия» выступил Глава Минвостокразвития России, Алексей Чекунков, который отметил, что Мурманская область - это флагман развития Российской Арктики: «Для нашей страны Арктическая зона – это геостратегическая пограничная территория. С учетом наличия развитой транспортной инфраструктуры в регионе, богатой ресурсной базы, умеренного арктического климата и уникальной природы Мурманская область является местом притяжения наших граждан как для постоянного проживания, так и туризма».

По словам Алексея Чекункова Мурманская область - лидер по привлечению инвестиций среди всех регионов Арктической зоны Российской Федерации. Созданные здесь в 2020 году преференциальные режимы привлекли 219 резидентов Арктической зоны и 7 резидентов ТОР «Столица Арктики», реализуются инвестиционные проекты более чем на 390 млрд рублей.

«Реализация инвестиционных проектов в Мурманской области напрямую влияет на развитие Северного морского пути, увеличение грузопотока по этой транспортной артерии. По итогам 2023 года прогнозируется достижение установленного целевого грузооборота по Северному морскому пути в 36 млн тонн. Это рекордное значение за всю историю России», - рассказал министр.

По поручению Президента Российской Федерации Правительство утвердило перечень опорных населённых пунктов в Арктике, которые станут базой для реализации экономических и инфраструктурных проектов. В Мурманской области в перечень опорных вошли 3 агломерации: Мурманская, Кировско-Апатитская и Мончегорская.

«Одно из важнейших направлений нашей работы – это повышение качества жизни людей, создание комфортной городской среды и развитие городов в целом. По каждой агломерации будет разработан мастер-план развития агломерации, который ляжет в основу комплексного плана долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов на период до 2035 года, будем и дальше применять механизмы ускоренного строительства социальной инфраструктуры, успешно зарекомендовавшие себя на Дальнем Востоке», - отметил глава Минвостокразвития.

Губернатор Андрей Чибис представил логистический потенциал региона, отметив, что 2023 год стал временем прорывных событий в области развития Севморпути»: «Завершен важнейший этап реализации Мурманского транспортного узла: благодаря поддержке Президента Владимира Путина и Правительства дан старт рабочему движению по новой ветке железной дороги. Для региона это важное событие. Мы боролись за финансирование, завершение проекта и менее, чем за год, работы сделано больше, чем за весь прошедший период. Если сегодня работает в качестве портовой инфраструктуры город Мурманск, восточная его часть, то мы по сути обеспечиваем железной дорогой западную его часть».

Как отметил губернатор, расширяется количество современных и мощных ледоколов, которые обеспечивают работу Севморпути, увеличивается объем грузовой базы. «Это и уникальный проект компании «НОВАТЕК», которые с нуля строят высокотехнологичные плавучие заводы по сжижению природного газа. Летом Президент Владимир Путин лично дал старт отправке с ЦСКМС первой платформы, СПГ – один из важнейших грузов. И конечно, это решение Президента по газификации Мурманской области, что перевернет экономику региона, даст возможность переработки сырья, которое мы добываем, новые рабочие места, инвестиции, налоговую отдачу. И это проект по переработке СПГ – все эти перспективы делают наш регион действительно оплотом, флагманом развития Арктики, который движется вперед и в части экономики, и в части защиты наших рубежей. Отмечу, что 80 процентов военнослужащих Северного флота находятся на нашей территории» – подчеркнул глава региона.

Специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов рассказал о перспективах развития Северного морского пути: «Самое главное – вырос интерес по перенаправлению из Суэцкого канала на Северный морской путь. В этом году мы также поставили новый рекорд, уже транзитный – 2 млн 127 тысяч тонн».

«На базе ЦСКМС мы по сути создали центр компетенций СПГ-отрасли Российской Федерации, - рассказал директор ООО «НОВАТЭК-Мурманск» Петр Оборин. - До нас этого никто не делал. На ЦКСМС в Мурманске можно развивать не только производство платформ, но создавать специалистов, обучать людей, запускать какие-то новые цепочки, смежные отрасли. Это, действительно, комплексная работа, которая была проделана. Сейчас мы с большим оптимизмом сморим на будущие проекты.

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024