Развитие туризма и создание туристской инфраструктуры в Арктике обсудили участники конференции «Арктика – территория развития»

Факторы успешного развития туризма на Дальнем Востоке и Арктических территориях России стали предметом обсуждения на сессии, состоявшейся в рамках деловой программы конференции по обеспечению комфортной городской среды «Арктика – территория развития». Ключевыми темами для обсуждения стали примеры разработки и внедрения мастер-планов туристко-рекреационных кластеров, создания туристских продуктов, вопросы продвижения туризма в Арктике и обеспечение транспортной доступности удаленных и труднодоступных территорий России.

«Во всём мире экологический туризм в арктических широтах стремительно набирает популярность. По экспертным оценкам в 2021 году Арктическую зону России с туристическими целями посетили более 1,8 млн человек, что на 40% больше показателя 2020 года, – начала дискуссию модератор сессии, руководитель проектного офиса по туризму Минвостокразвития РФ Мария Бадмацыренова. – Не только экологический туризм в арктических широтах стремительно набирает популярность. На начало этого года в российской Арктике в рамках преференциальных режимов реализуется 64 проекта в сфере туризма, которыми заявлено 32 млрд рублей инвестиций – это отели, рестораны, культурно-развлекательные и этнографические комплексы. Минвостокразвития России и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики принимаются беспрецедентные меры по привлечению инвесторов, путем создания льготных режимов».

Член Общественного совета при Минвостокразвития РФ, председатель комитета по развитию туризма на Дальнем Востоке Леонид Агафонов уточнил, что в 2019 году объем туристического потока в российской Арктике составил 1,17 млн человек – 10% от мирового турпотока в арктических территориях. При этом, из этого числа только 5% – иностранные туристы. Сравнение показателей последних трех лет позволяет говорить о том, что в короткие сроки удалось не только достичь доковидных показателей, но и существенно превысить их.

WhatsApp Image 2022-05-25 at 14.45.01 (1).jpeg

«Во время действия ковидных ограничений в сфере внутреннего туризма возникла принципиально новая аудитория, состоящая из местных жителей, которые раньше предпочитали исключительно выездной туризм, но были вынуждены переключить свое внимание из-за отсутствия возможности выехать заграницу. Вдобавок проекты продолжали реализовываться в ковидное время благодаря возникшему спросу. Например, проект однодневных морских прогулок на Чукотке смогли не только успешно стартовать, но и стали пользоваться успехом», – рассказал Леонид Агафонов.

В ходе своего выступления директор департамента реализации комплексных туристических проектов АО «Корпорация «Туризм. РФ» Михаил Шелдунов отметил, что регионы, входящие в Арктическую зону РФ обладают колоссальным туристским потенциалом.

«Корпорация работает практически со всеми регионами России, сформирован большой пул проектов, которые планируется реализовать до 2030 года. Ведется работа над привлечением частных инвесторов, чтобы при реализации проектов на каждый государственный рубль приходилось от 3 до 10 частных рублей, – подчеркнул Михаил Шелдунов. – На сегодняшний день с Мурманской областью и Республикой Саха (Якутия) подписаны соглашения о взаимодействии, по которым обсуждаются комплексные варианты развития туризма, включающие формирование точек притяжения, строительство объектов размещения и инфраструктуры».

«Хочу отметить, что туризм – это не просто отрасль, это целый сектор экономики, который охватывает множество направлений жизнедеятельности. Правильная постановка акцентов в данном направлении позволят поднять уровень жизни в Якутии. Поэтому нужно искать новые подходы, развивать событийный и экологический туризм», – заявил в ходе доклада министр предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) Тимур Ханды.

Создание сети хилинг-отелей «Green Flow», нацеленных не только на отдых, но и на физическое восстановление, психологическую разгрузку и оздоровление постояльцев, стало темой доклада генерального директора ООО «Антерра» Александра Тертычного. Первый отель, расположенный на территории горного курорта «Роза Хутор» в Сочи, начал принимать гостей более четырех лет назад. В настоящее время в Республике Бурятия на берегу озера Байкал идет активное строительство хилинг-курорта со СПА-центром и инфинити бассейном.

«Всего под брендом «Green Flow» предусмотрено строительство 10 гостиниц – от Мурманска до Камчатки. Один из них мы планируем построить на берегу реки Лена, на противоположной стороне от живописного национального парка «Ленские столбы» – ещё одной жемчужине России», – поделился Александр Тертычный.

С проектом строящегося пятизвездочного отеля на Камчатке ознакомил присутствующих вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, управляющий партнёр «Альянс отель менеджмент» Вадим Прасов. Объект расположен в центре Петропавловска-Камчатского и имеет площадь в 32 тыс. квадратных метров. Помимо отеля на 177 номеров в здании будут располагаться пять ресторанов и баров, офисы, конгресс-центр, оздоровительный комплекс и гольф-клуб.

«Создается огромный многофункциональный комплекс, который окажет влияние на город и на развитие туризма. Местные жители получат новые рабочие места. Появление отеля с серьезной инфраструктурой позволит проводить в столице Камчатского края крупные мероприятия, открывая возможность для проведения мероприятий мирового уровня. Надеемся, что в начале следующего года все работы будут завершены и отель примет первых гостей. Мы, как резиденты ТОР «Камчатка», очень ждём изменений в части отсчёта льготного периода по страховым взносам, не с момента подписания соглашения, а с момента ввода объекта в эксплуатацию. Что позволит максимально эффективно использовать данную льготу», – рассказал Вадим Прасов.

Во время сессии заместитель директора АНО «Агентство развития Норильска» Анастасия Король поделилась опытом создания туристско-рекреационного кластера «Арктический». на начальных этапах формирования которого была сделано ставка на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляющих услуги в сфере туризма.

«Первое что мы сделали, познакомились со всеми представителями малого и среднего бизнеса. Подтягивали предпринимателей, обучали тонкостям туристического дела, помогали составлять бизнес-планы. Таким образом мы расширяли туристический поток до 2019 года, пока не пришли к тому, что стихийно развиваться не очень правильно и принялись за создание мастер-плана, который будет способствовать повышению качества туристических услуг. Работа над этим стратегическим документом дала нам понять – какие проекты нам нужно развивать в первую очередь, интересы туристов, их запросы», – поделилась Анастасия Король.

План ревитализации исторического центра города Улан-Удэ продемонстрировал генеральный директор, управляющий партнер проектно-консалтинговой компании «Новая Земля» Григорий Соломин. Разработанный компанией мастер-план предлагает создание современного жилого района и превращение исторического центра города в инвестиционную площадку для современного бизнеса.

«Городскую экономику можно оживить девелопмент-проекта, если смотреть на задачу шире. Например, на помощь может прийти капитализация объектов культурного наследия, а также федеральные проекты, направленные на формирование комфортной городской среды, расселение аварийного жилья и другие. Достигнуть масштабного эффекта возможно путем активного межведомственного взаимодействия», – заявил Григорий Соломин.

Раскрытие туристического потенциала города Тынды стало темой доклада директора Travel Business School Анны Гуринчук. Стимулом для привлечения туристов в столицу Байкало-Амурской магистрали станет разработка новых туристических маршрутов, модернизация действующих туристических объектов, создание новой инфраструктуры, а также развитие индустрии впечатлений для формирования у туриста устойчивого положительного облика города и региона в целом. Всё это потребует комплексного подхода по созданию базовой инфраструктуры для гостей города, включающей строительство современной гостиницы.

«Доступность 80% территории Дальнего Востока и Арктики зависит от авиации, и альтернативы этому нет. Стабильно высокий спрос на грузовые и пассажирские перевозки обеспечивает присутствие большого количества авиакомпаний. Например, крупнейшие игроки рынка заняты перевозками населения из европейской части России в города Дальнего Востока, рейсы внутри регионов выполняют, в основном, местные дальневосточные авиаперевозчики, обслуживающие местные воздушные линии. В Якутии ключевым региональным перевозчиком является авиакомпания «Полярные авиалинии», который располагает большим количеством самолетов и вертолетов, преимущественно отечественного производства, и имеет в масштабах региона самую большую маршрутную сеть», – рассказал управляющий директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Иван Печорин.

«Стоит отметить, что на некоторых арктических и дальневосточных маршрутах отмечается высокая стоимость авиабилетов именно на местных воздушных линиях (внутри границ субъектов РФ). Так, стоимость перелета из Якутска в Черский составляет порядка 40 тыс. рублей в одну сторону. Поэтому в настоящее время ведется Минтрансом, Минвостокразвития и Минфином ведется работа над постановлением Правительства РФ о субсидировании из федерального бюджета части расходов бюджетов субъектов РФ на выполнение социально значимых внутрирегиональных рейсов», – добавил Иван Печорин.

Заключительное выступление на сессии провел Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Владимир Сивцев, который представил участникам подробные сведения организации транспортных перевозок внутри региона, а также рассказал о мероприятиях, которые оказывают влияние на развитие туризма.

«С этого года в рамках программы развития воздушного транспорта Якутии, в том числе малой авиации началось субсидирование мероприятий по ремонту и оснащению авиаплощадок светосигнальным оборудованием. Так, новое светосигнальное оборудование получит аэродром «Полюса Холода» – села Томтор в Оймяконском районе, что позволит обеспечить высокий уровень безопасности перевозок, – заявил Владимир Сивцев. – Ведется работа над снижением стоимости железнодорожных билетов, а также сокращением времени в пути, выполняется масштабная реконструкция автомобильных дорог республиканского значения».

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024