План создаётся по поручению главы государства, которое он дал по итогам прошедшего в апреле совещания по вопросу развития Арктической зоны РФ, в целях обеспечения надёжной и безопасной перевозки грузов по Северному морскому пути.
«Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил задачу ускоренного развития Северного морского пути. И мы должны приложить все усилия, чтобы выполнить поставленную главой государства задачу. Сейчас мы видим, что разрыв экономических связей с недружественными западными странами привёл к развороту потоков продукции экспортирующих предприятий на Восток, резко увеличив нагрузку на Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб. Такую нагрузку может и должен частично взять на себя Северный морской путь, и это позволит довести грузы вовремя, а иногда и более эффективно. Но для организации работы по развитию Северного морского пути нужны общие усилия сразу нескольких федеральных министерств и ведомств. В частности, нужно решить вопросы модернизации и создания новой транспортной инфраструктуры, строительства флота, организации обеспечивающих провоз грузов сервисов. Все эти мероприятия станут частью общего плана, который мы сегодня обсуждали. В нём будут обозначены необходимые мероприятия со сроками исполнения и ответственными структурами», – отметил Юрий Трутнев.
Новый план включает в себя новые, а также уже реализуемые мероприятия, в том числе в рамках плана развития инфраструктуры Северного морского пути, Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и других документов.
План развития Северного морского пути содержит пять основных разделов. Первый раздел связан с мероприятиями, направленными на увеличение экспортной грузовой базы, каботажных и транзитных перевозок, развитие перспективной грузовой базы. В частности, предполагается запуск регулярной каботажной линии по маршруту Санкт-Петербург (Мурманск) – порты Дальнего Востока и в обратном направлении с частотой минимум два круговых рейса в год. Будет создан российский контейнерный оператор международных перевозок в акватории Северного морского пути.
Второй раздел включает мероприятия по модернизации и строительству портовой инфраструктуры и подходов, железнодорожных и речных транспортных коридоров, дноуглублению в акватории Севморпути. В том числе запланировано строительство 12 портовых терминалов и модернизация двух существующих.
Третье направление связано с развитием арктического грузового и ледокольного флотов, созданием и развитием арктических судостроительных и судоремонтных мощностей. Так, предполагается строительство 153 судов, включая 12 ледоколов и 46 судов аварийно-спасательного флота.
Четвертая часть посвящена формированию арктической спутниковой группировки, развитию аварийно-спасательной инфраструктуры, гидрографическому, гидрометеорологическому, медицинскому и кадровому обеспечению.
Ещё один раздел направлен на обеспечение предоставления информационных и цифровых услуг в акватории Севморпути, прогнозирование судопотока, расширение международного сотрудничества. В частности, обсуждается разработка опытного образца бортового автоматизированного информационно-измерительного комплекса для регистрации основных параметров ледяного покрова и метеорологической обстановки в районе расположения судна. На совещании был представлен проект интегрированной информационной системы координатно-временного обеспечения, а также прозвучало предложение по созданию единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути.
Общий объём финансирования плана развития Севморпути до 2035 года может составить порядка 2 трлн рублей. При этом предполагается, что к 2035 году частые инвесторы вложат около 15,6 трлн рублей в развитие инвестиционных проектов, формирующих грузовую базу Северного морского пути, что обеспечит прирост валового продукта на 28,5 трлн рублей и налоговые поступлений во все уровни бюджетной системы Российской Федерации в размере 16,3 трлн рублей.