Судно длиной 250 метров и 44 в ширину, дедвейтом 114 тысяч тонн было спущено на воду с помощью транспортно-передаточного дока «Вымпел» - одного из самых крупных в России. Подготовка к уникальной операции заняла почти сутки. За это время танкер накатили судопоездом с открытого тяжелого достроечного стапеля на плавучий док, а затем вывели в акваторию. Мощный танкер нового поколения ледового класса ICE-1А способен развивать скорость 14,6 узлов, и предназначен для перевозки нефти в неограниченном районе плавания.
Судно было спроектировано с соблюдением высоких стандартов по экологической безопасности. Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе, что соответствует новым мировым экологическим стандартам, и особенно важно для работы в арктическом регионе. Танкер оснащен продвинутой системой автоматизации класса A.
Строительство «Афрамакса» велось на тяжелом открытом достроечном стапеле. Это сложнейшее инженерное сооружение, - один из самых больших стапелей в мире и крупнейший в России. В его состав входят три стапельных дорожки с современной самоходной судо-транспортной системой. Установлено четыре портальных крана грузоподъемностью 100 тонн, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 тонн и кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1 200 тонн, аналогов которому нет на российских верфях. Для сравнения: максимальная грузоподъемность кранов, работающих на других российских верфях — всего 500 тонн.
Реализация проекта резидента ТОР «Большой Камень» ведется по соглашению с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» в две очереди. В настоящее время в эксплуатацию введены объекты первой расширенной очереди: блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и продвинутой судо-транспортной системой, транспортно-передаточный док. Построенные цеха дали возможность, не дожидаясь окончания работ по созданию второй очереди, приступить к строительству ряда судов.
Ввод в эксплуатацию второй очереди расширит возможности верфи и позволит ССК «Звезда» строить суда и морскую технику без каких-либо ограничений. В состав второй очереди входят: сухой док и дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники. Полная готовность инвестиционного проекта – 2024 год.
До операции по спуску на воду первого танкера в производстве на тяжелом достроечном стапеле находилось четыре «Афрамакса», а в феврале 2020 года состоялась резка металла для пятого. Суда строятся для «Роснефтефлота». В портфеле ООО «ССК «Звезда» 12 заказов на танкеры, которые станут первыми судами такого типа, построенными в России. Общее число заключенных заказов верфи насчитывает 39 судов.
В продуктовой линейке «Звезды» танкеры, газовозы, буровые платформы, суда ледового класса, в том числе, самые мощные в мире атомные ледоколы «Лидер». «Звезда» составит конкуренцию зарубежным верфям и обеспечит Россию гражданским флотом для освоения шельфовых месторождений и бесперебойной работы Северного морского пути - кратчайшего между Европой и Азией.
«Звезда» – первая в России верфь крупнотоннажного судостроения, способная удовлетворить потребности российских заказчиков в строительстве морской техники для обеспечения добычи природных ресурсов на континентальном шельфе страны, в том числе буровых платформ, имеющих возможность работать круглогодично в условиях Арктики. Судостроительный комплекс предназначен для выпуска крупнотоннажных судов, судов ледового класса водоизмещением до 350 тыс. тонн, специальных судов и других видов морской техники.
В настоящее время на верфи работают более 3500 человек, из них больше 80% жители Дальнего Востока. Судостроительный комплекс постоянно наращивает производство и, соответственно, количество персонала. К 2024 году здесь будут работать свыше 7500 человек. Для работников судостроительного комплекса возводятся жилые микрорайоны более чем на 6 тысяч квартир, часть домов уже введена в эксплуатацию. Создается современная инфраструктура, в том числе социальная.
ТОР «Большой Камень» создана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 43 на территории городского округа Большой Камень Приморского края. Территория опережающего развития специализируется на судостроении и судоремонте, а также строительстве жилья, логистике и рыбопереработке. На сегодняшний день инвестиционную деятельность на ТОР в рамках соглашений, подписанных с АО «КРДВ», ведут 19 резидентов. Общий объем инвестиционного портфеля – 262,7 млрд рублей. Реализация заявленных проектов позволит создать 15,3 тысячи рабочих мест. Свыше 116,8 млрд рублей резиденты уже инвестировали и создали более 5 700 рабочих мест.