Через 2 года Тында отпразднует 50-летний юбилей. Сегодня экономика легендарного города, в котором проживает около 33 тысяч человек, опирается преимущественно на железнодорожную логистику. Градообразующим предприятием является АО РЖД, развернувшее в Тынде дополнительные подразделения для реализации проектов увеличения пропускной способности Восточного полигона БАМа. В системе РЖД работает более 20% местных жителей.
«В Тынде делается много. Идет развитие дорожной инфраструктуры, выполняются работы по благоустройству. Строится федеральная автодорога "Лена", физкультурно-оздоровительный комплекс. В 2022 году сдали отремонтированную детскую поликлинику и хирургический комплекс. Большой комплекс мероприятий впереди, который касается не только Тынды но и всей зоны БАМа», - рассказал губернатор Амурской области Василий Орлов. В городе будет реализована программа «1000 дворов». Разрабатывается проект модернизации парка отдыха.
Однако масштабы накопленных проблем превышают финансовые возможности и города и региона. На 60% изношена построенная еще в советское время социальная инфраструктура. Остро не хватает квалифицированных рабочих мест. Накоплены значительные объемы ветхого и аварийного жилья - на реализацию программы расселения требуется 9,9 млрд рублей и 99,3 тыс. новых квадратных метров. В неудовлетворительном состоянии находится автодорожная инфраструктура - 69% автотрасс не отвечают нормативам. Необходимо привести в порядок 83,5 км дорог. Важным направлением является развитие опорных притрассовых населенных пунктов, реконструкция и ремонт железнодорожных станций.
«Мы приложим все усилия, чтобы задействовать в интересах жителей Тынды все механизмы развития. Поможем городу найти свое новое место в экономике России, сделать жизнь людей в городе более комфортной», - отметил министр. Упор при разработке стратегии развития и мастер-плана будет сделан как на традиционные отрасли, железную дорогу и связанные с ней сервисы, так и на новые направления - в частности, на туризм. По словам Алексея Чекункова, Тында может быть серьезным магнитом для туристов со всей России, для детей, для познавательного, образовательного туризма, чтобы каждый мог познакомиться с великой историей БАМа.
«Тында - это город легенда. Хочется ее пронести через поколения. Это хороший образец советской истории, к которому хочется прикоснуться на месте. Именно в этом вижу сильную сторону. Важно отразить в мастер-плане туристический потенциал Тынды. Надо найти решения, которые позволят донести до нового поколения и туристов значение БАМа для страны, историю масштабных, прорывных проектов, а также диверсифицировать городскую экономику, создать новые рабочие места, привлечь в город малый и средний бизнес, студентов, активных и талантливых людей».
Представленный перечень мероприятий, направленных на развитие города, рассматривается Минвостокразвития России и будет приоритезирован. В фокусе внимания - проекты, востребованные жителями города. По словам Марины Михайловой, людям нужны качественные дороги, благоустроенные общественные пространства, новое жилье, социальная инфраструктура, доступное и удобное авиасообщение. Министерство определит источники и механизмы финансирования приоритетных проектов. Кроме того, по поручению Алексея Чекункова, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) представит предложения по привлечению в Тынду инвесторов.
Крупные компании уже проявляют инвестиционный интерес к столице БАМа. Член совета директоров ТГ FESCO Александр Тимченко сообщил, что компания выступит основным партнером городской администрации по разработке мастер-плана Тынды. Вместе с городом эксперты группы и привлеченные профильные специалисты определят внутренние и внешние факторы роста и предложат проект социально-экономического развития в привязке к пространственному плану. FESCO уже реализует проекты в сфере модернизации ЖКХ и теплоэнергетики, планирует выступить логистическим партнером проекта освоения Евгеньевского месторождения апатитов и строительства горно-химического комбината по производству апатитового концентрата и фосфатных продуктов в Тындинском районе, рассматривает потенциал Амурской области для развития основных логистических сервисов.