Диковинные желтые арбузы дальневосточники раньше пробовали во время путешествий по жарким странам. Теперь заморское лакомство растет неподалеку — в с. Гродеково Амурской области. Большой урожай полосатой ягоды необычного цвета на своем дальневосточном гектаре собрала семья начинающих фермеров.
Специально для проекта "На дальневосточной земле", который реализуется совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, предприниматели Надежда и Евгений Кустовы рассказали, как программа "Дальневосточный гектар" круто изменила их жизнь и где можно купить их фирменный желтый арбуз.
— Расскажите, как появилась идея взять дальневосточный гектар, сложно ли было его оформить?
— У меня знакомый в городе много времени проводит за компьютером. Он нам позвонил и сказал: "Ребята, у вас тут неподалеку от села есть свободная земля". Мы собираемся с женой, едем к нему домой. Он открывает программу и помогает подать заявку. Потом один раз мы съездили в администрацию, подписали документы. Второй раз мы поехали уже забирать договор. Хотя изначально заявляли, что будем заниматься овощеводством, а теперь перевели назначение земли, чтобы и строительство было разрешено, и скотину пасти.
— Дальневосточный гектар оформляли на всех членов семьи?
— Да, 6 гектаров взяли: на меня, на жену, на тещу и на детей.
— Прочему решили выращивать именно желтые арбузы? Очень необычный выбор для наших мест…
— Простые арбузы мы выращиваем с 2015 года. Я сначала другу помогал, потом сам занялся этим делом. Когда первый год их посадили, у нас был большой урожай, но мы не знали, куда его деть. Вырастить мало, надо еще найти, кому продать. Мы не хотели работать с перекупщиками. Начали искать необычные сорта, чтобы люди знали, что это именно наши арбузы. Несколько лет покупали разные семена, пробовали, изучали, какие из них приживутся, дадут хороший урожай. Так мы вышли на этот желтый сорт, который стал нашей фишкой.
Многие ошибочно думают, что желтый арбуз получили, скрестив его с дыней. Но это не так. Он появился на свет в результате скрещивания обычного арбуза с диким, у которого мякоть желтая.
— У желтых арбузов есть вкусовые преимущества перед красными, или покупателей привлекает их необычный цвет?
— Каждый, кто пробует наш арбуз, убеждается, что он отличается по вкусу, по сочности. У него высокое содержание сахара и приятное послевкусие — легкая кислинка. Некоторым он чем-то напоминает манго. Желтые арбузы богаты мощным антиоксидантом — бета-каротином, витаминами А и С. Также в их мякоти содержится много кальция, калия, магния, железа, натрия, фосфора.
— Ваши желтые арбузы стали настолько популярны, что Вы на продажу специально не выходите — покупатели сами Вас ищут?
— Да, много людей приезжает к нам за желтыми арбузами, конечно, в подавляющем большинстве это жители нашей Амурской области. Но встречаются и покупатели из других регионов. Недавно хабаровчане заехали, сказали, повезут к себе друзей удивлять. Буквально вчера приезжали два врача, купили по одному арбузику, а сегодня вернулись — по девять штук взяли. Многие на пробу берут, а потом возвращаются и покупают больше.
— Насколько прихотливы арбузы в нашем суровом дальневосточном климате? Сколько урожая удается собрать за сезон?
— Смотрите какой расчет. На тысячу семян — 90% всхожести. 10% сразу не всходят, часть пропадает при росте. Погодные условия сильно влияют. Затяжные дожди наносят большой ущерб — растения начинают загнивать. Например, два или три года назад дожди шли без остановки две недели — у нас процентов 10 всего осталось от посаженного. Почти весь урожай погиб. В этом году было неплохо. Плети были хорошие, завязи было мало. Единственное беспокоило, что не было пчел, а значит и необходимого опыления. Мы на следующий год планируем с пасечником договориться, чтобы пару ульев, во время цветения, поставить на поле. Всего в этом году желтых арбузов собрали 9 тонн.
— Правда, что хитростям выращивания арбузов в этих погодных условиях учились у китайских земледельцев?
— Да, у них еще давно переняли использование пленки, они показали эту технологию. Нарезаем грядки, делаем трумки (лунки), набиваем их тряпками, поливаем водой, кидаем семечку, засыпаем землей и затягиваем пленкой. Потом на некоторое время оставляем грядки в покое. Примерно на пятый день они начинают давать первые всходы.
Это очень важный момент для нас, его нельзя пропустить. Поэтому приходится каждый день ходить, осматривать. Как только арбуз взошел, делаем небольшую дырочку, чтобы к росточку попадал свежий воздух, а то он "сгорит" на солнце. Когда он окреп, пленку мульчируем (мульчирование — поверхностное покрытие почвы измельченными органическими и неорганическими материалами для её защиты и улучшения свойств — при. Ред.) — выпускаем будущий арбуз, присыпаем ее землей. Если этого не сделать, ветром пленку может сорвать, и растение погибнет.
— Своими силами удается справляться с работой или приходится нанимать помощников?
— Только семьей все делаем, никого не берем. Процесс пытаемся механизировать, но пока все равно используем больше ручного труда. Посадка, прополка, уборка — все вручную. Саженцы нужно выбирать на первом этапе, машина за нас этого не сделает. Зато наши арбузы абсолютно экологически чистые! Я готова поспорить с кем угодно, если проверить их на нитраты или еще на что-нибудь, я гарантирую, что там все идеально. Их даже больше любят наши бурундуки, которые на полях живут, едят с удовольствием. Я думаю, если бы они были наполнены химикатами, животные есть их не стали бы.
У нас свой подход к работе на земле — делаем все в удовольствие, не спеша. Немного поработали, отдохнули, можем тут же пожарить шашлыки, перекусить, запечь картошку. В общем, на природе отдыхаем. Надо относиться к этому так. Вся наша команда — четыре человека. Старший сын уже живет в городе, изредка заходит на арбузы.
— Какие перспективы развития своего хозяйства видите? Можете поделиться планами?
— На данный момент у нас в приоритете выращивание арбузов, в меньшей степени картофеля. Основное направление, которое планируем развивать — животноводство. Постепенно строим ферму, разводим крупный рогатый скот молочного направления. В прошлом году пять племенных коров завели, молодь теперь подрастают от них же. Скоро объемы молока увеличатся.
А картофелем если серьезно заниматься, то нужна изюминка, чтобы отличаться. Мы в течение пяти лет разводим фиолетовый картофель, но пока не для продажи. Его еще называют "французский трюфель". После обжарки он фиолетовый внутри, а по вкусу чем-то напоминает арахис. Видимо, содержит особый фермент, который дает этот вкус. Наши дети его очень любят. Трюфелем его называют из-за низкой урожайности с одного куста. Нам самим было бы интересно проверить его в лаборатории на состав и свойства.
— Проводя большую часть жизни здесь, на дальневосточном гектаре, не скучаете по городу?
Тут так хорошо — свежий воздух, чистые продукты без химии, свежие арбузы, одно удовольствие. Начинаешь радоваться жизни, понимаешь, что городская суета лишняя. Мы гордимся тем, что живем в Гродеково. Знаете, у нас в доме есть все коммунальные удобства, прекрасный спальный район. Мы можем себе позволить ходить по земле, есть свои овощи, фрукты, и получать от этого удовольствие, наслаждаться восходом и закатом солнца, слушать пение птиц.
Лучшие проекты по освоению "дальневосточного гектара" награждаются общественно-политической премией "Звезда Дальнего Востока", проходящей при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДФО, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. За четыре года проведения премии ее получили более десяти таких проектов. Так, в 2019 году победителем номинации "Лучший гектар" стал проект по производству березового сока (Андрей Воротняк, председатель кооператива "Дальневосточная слобода", Хабаровский край), лауреатами — проекты организации выпечки хлеба (Андрей Шаплов, глава хозяйства "Хлеб Отец", Приморский край) и по круглогодичному выращиванию клубники под землей (Денис Меламед, Камчатский край).Подробнее об условиях подачи заявки — на официальном сайте премия-звезда.рф.