Доклад Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики А.О. Чекункова на совещании Президента РФ с членами Правительства РФ «О ходе реализации плана развития Северного морского пути до 2035 года»

Уважаемый Владимир Владимирович! По Вашему поручению Правительство Российской Федерации разработало и утвердило единый план развития Северного Морского Пути до 2035 года.

Грузопоток по СМП вырос с 4 млн тонн в 2014 году до 34 млн тонн в 2022, в пять раз превысив рекорд советского времени. Севморпуть уже стал ключевым транспортным коридором для экспорта на мировые рынки нефти, сжиженного природного газа, минеральных удобрений, металлов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью. Объем производства такой продукции в ближайшие годы значительно вырастет. План развития СМП отвечает на конкретную потребность экономики по обеспечению российского экспорта и развитию российской Арктики.

Инвестиции государства в развитие Севморпутизащищены / обязывающими соглашениями между компаниями, которые реализуют проекты в Арктике; «Росатомом» / и Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Ведущие арктические компании – Новатэк, Восток-ойл, Газпром-нефть, Норникель, Баимская и Северная звезда – подписались под целевыми объемами грузов. В соответствии с соглашениями, только эти компании должны поставить на СМП не менее 30 млн тонн в 2023 году; в 24м году не менее 71 млн тонн; и более 190 млн тонн в 2030 году. С учетом Северного завоза, транзитных потоков и прочих грузов, стоит задача к 2026 году обеспечить провозную способность на уровне 100 млн тонн; и 200 млн тонн к 2030 году.

План развития СМП позволит создать всю необходимую инфраструктуру, чтобы вывезти эти грузы. Фактически формирует новую экономику Арктики.

План содержит пять основных разделов.

Первое. Формирование грузовой базы. Помимо трехсторонних соглашений с ведущими арктическими компаниями, на СМП будут привлекаться перспективные грузы от новых проектов, развиваться каботажные и транзитные перевозки. Чтобы стимулировать перевозки по Севморпути внутри России, в 2022 году мы вместе с Росатомфлотом запустили регулярную каботажную линию между Мурманском и Камчаткой. Субсидировали тариф. Если загрузка первого рейса была всего 15% - грузоотправители тестировали новый маршрут; то второго уже 90%. В этом году рейсов будет три, количество пОртовзахода расширено с 4 до 11, маршрут продлен до Владивостока. По экспортным грузоперевозкам мы идем в соответствии с планом. По транзиту в 2023-24 годах ожидаем некоторой корректировки целей. В то время, как ряд недружественных государств пытаются пересмотреть ранее заявленные планы по транзиту по СМП, мы наблюдаем растущий интерес к использованию Пути со стороны Китая, Индии, государств Юго-Восточной Азии.

Второе. Создание наземной транспортной инфраструктуры. Будут созданы имодернизированы14 пОртов и терминалов от Мурманска до Владивостока. Уже строятся и будут введены в этом и следующем году перевалочные терминалы СПГ в Мурманске и на Камчатке, нефтеналивной терминал «Бухта Север», угольный терминал «Лавна», порт «Тулома» для перевалки удобрений.  

Третье. Развитие флота. Утверждены план-графики создания нового ледокольного и транспортного флота ледового класса, всего 153 судна.

Основным вызовом в данной части является замещение ряда технологий из недружественных стран. Наши судостроители, вся российская промышленность этот вызов сейчас преодолевают. Вы сами регулярно посещаете Судостроительный Комплекс Звезда на Дальнем Востоке, который сейчас загружен в-основном танкерами ледового класса для Севморпути.

Четвертое. Обеспечение безопасности судоходства по СМП. Включает новую спутниковую группировку, развитие гидрографического игидрометеорологического обеспечения, аварийно-спасательной и медицинской инфраструктуры. В 2023-25 годах на дежурство в акватории СМП встанут 16 новых аварийно-спасательных судов. МЧС России уже строит первый из запланированных 4 аварийно-спасательных центров. 13 вертолетов в связке с ледоколами обеспечат полное покрытие СМП. Будет обеспечена оперативная ледовая разведка из космоса. До конца этого года запланирован запуск 5 космических аппаратов. Три дня назад мы вместе с Максимом Станиславовичем Орешкиным были на космодроме «Восточный», наблюдали готовый к запуску радиолокационный спутник КондОр ФКА.

Пятое. Централизация управления и развитие судоходства по СМП. В соответствии с Вашим поручением основные полномочия по управлению судоходством на СМП собраны в Росатоме. Алексей Евгеньевич Лихачев и его команда активно взаимодействуют с Правительством, чтобы обеспечить единую экосистему для всех участников Севморпути, где грузоотправители получат эффективную логистику, моряки – безопасную навигацию, а государство – прозрачную систему управления.

Объем инвестиций в реализацию Плана до 2035 года составит 1,8 триллиона рублей. Из них 620 миллиардов – средства федерального бюджета, 407 миллиардов – внебюджетные инвестиции, и 764 миллиарда – дополнительная потребность, которую ответственные исполнители должны своевременно прорабатывать в рамках бюджетного процесса. Координацию исполнения плана осуществляет Государственная комиссия по развитию Арктики под руководством Юрия Петровича Трутнева с регулярными докладами Михаилу Владимировичу Мишустину.

Развитие Севморпути принесет государству значительные дополнительные  доходы, которые позволят создать новое качество жизни в российской Арктике.

Объем налоговых поступлений в бюджет до 2035 года от проектов вдоль СМП должен составить более 16 триллионов рублей.

Также будет повышена эффективность снабжения северных регионов. В соответствии с Вашим поручением Правительство внесло, и Государственная дума уже приняла в первом чтении проект Федерального Закона «о Северном завозе», который сделает доставку товаров на север быстрее и надежнее, и в конечном итоге снизит наценку в арктических магазинах.

Уважаемый Владимир Владимирович, работа по развитию Северного Морского Пути будет продолжена в соответствии с Вашими поручениями.

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024