Мощность автоматической линии «Сибпроммаш РДК-650», предназначенной для измельчения изношенных автомобильных шин с металлическим и тканевым кордом, рассчитана на переработку 3500 тонн изношенной резины в год и выпуск 2000 тонн, или до 650 кг в час, резиновой крошки.
Проблема утилизации использованных автопокрышек имеет важное значение для Комсомольска-на-Амуре. Городской парк автомобилей постоянно увеличивается, а вышедшие из эксплуатации шины, в соответствии с требованиями по обращению с отходами, на полигонах ТБО не размещаются. Помимо механического способа переработки автошин резидент ТОР «Комсомольск» принял дополнительные меры по защите окружающей среды от загрязнений — компания сделала ставку на безотходное производство и экологически безопасное технологическое оборудование с наличием циклонов и фильтров.
Автоматизация процесса измельчения изношенных автопокрышек в резиновую крошку позволяет минимизировать участие человека. Человеческий труд используется только на первичном этапе, когда идет подготовка материала, — шины сначала режутся на части, затем подаются в шредер.
«Данный узел разработан с учетом анализа аналогичных зарубежных установок и отличается высокой производительностью, низкими энергозатратами, надежностью, удобством и простотой, — поясняет директор ООО „Тапир-ЭКО“ Станислав Кузема. — После первичного шредера куски резины размером 50 — 70 мм проходят стадию дальнейшего измельчения и отделения основной массы металлокорда. Получаем резиновые чипсы размерами 20×20, которые затем дробятся на фракции величиной от 1 до 5 мм».
Кроме резиновой крошки, которая нашла практическое применение в самых разнообразных сферах, на выходе производство дает еще два продукта — металлический корд в виде металлолома и текстильный корд. Колеса перерабатываются полностью, без остатков. Продукция дальневосточной компании востребована производителями спортивных и дорожных покрытий, находит свое применение и в нефтедобывающей отрасли.
С момента открытия предприятием в рамках договоров приемки шин на утилизацию, заключенных с предприятиями, на балансе которых числится автомобильный транспорт, переработано порядка 210 тонн автопокрышек и произведено 115 тонн резиновой крошки.
Затраты «Тапир-ЭКО» на развертывание производства по утилизации автопокрышек на базе автоматической линии «Сибпроммаш РДК-650» составили около 11,5 млн рублей.
Напомним, территория опережающего развития «Комсомольск» создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 628 от 25 июня 2015 года.
Город Комсомольск-на-Амуре — центр нефтеперерабатывающей, авиа- и судостроительной промышленности. Не случайно специализация ТОР «Комсомольск», которая явилась самой первой территорией опережающего развития, сформированной в Дальневосточном федеральном округе, — это машиностроение, дерево- и металлообработка, пищевая промышленность, в том числе туристическое направление. Причем аналогов продукции, планируемой к производству в ТОР, на российском рынке не существует.
Общая площадь ТОР «Комсомольск» — около 10 360 гектаров, из них занято пока не более пяти процентов. Сформированы четыре инвестиционных площадки: «Парус», «Амурск», «Амурлитмаш» и «Холдоми».
На сегодняшний день в АО «Корпорация развития Дальнего Востока» поступила 31 заявка на заключение соглашений об инвестиционной деятельности на территории опережающего развития «Комсомольск», 17 соглашений подписано.
17 инвестиционных проектов на общую сумму 11,6 млрд рублей находятся в различных стадиях реализации, причем резиденты — ООО «Амурская лесопромышленная компания», ООО «Тапир-ЭКО» и АО «Амурский промышленный центр» свои идеи уже воплотили. В 2015 году был введен в эксплуатацию завод по производству лущеного шпона объемом 300 куб. метров в год, летом 2017 года стартовало производство по утилизации резиново-технических изделий в высококачественную резиновую крошку, а открытие завода по производству пиломатериалов объемом 230 куб метров в год состоялось в дни проведения Восточного экономического форума-2017.