«Субсидирование авиаперевозок является социальной задачей. Люди должны получить возможность приобретать льготные билеты, начиная с января», – открыл совещание Юрий Трутнев.
Государственная поддержка доступности воздушных перевозок, включая перевозки с территории Дальнего Востока и обратно, обеспечивается в рамках реализации четырёх программ: обеспечения доступности перевозок (постановление № 215); субсидирования региональных перевозок (постановление № 1242); субсидирования единой дальневосточной авиакомпании (постановление № 1172); субсидирования семейных поездок по туристическим маршрутам (постановление № 1176).
В рамках постановления №215 с 2021 года реализуется программа для субсидируемых авиаперевозок дальневосточников. Гражданин, вне зависимости от возраста, зарегистрированный по месту жительства на территории Дальнего Востока, может купить субсидируемый билет. Для субсидирования 21 авиамаршрута из городов Дальнего Востока в Москву и Санкт-Петербург и обратно из федерального бюджета выделено финансирование в размере 5,49 млрд рублей. Уже перевезено 500 тыс. пассажиров. Максимальная величина тарифа для пассажира составляла 10 200 рублей в одну сторону (например, по маршруту Владивосток-Москва). В 2022 году финансирование по этой программе планируется увеличить до 6,5 млрд рублей.
На субсидируемые тарифы для льготных категорий граждан РФ (лиц пожилого возраста, молодёжи, людей с ограниченными возможностями здоровья, членов многодетных семей) в рамках постановления № 215 из федерального бюджета в 2021 году было выделено 4,49 млрд рублей. За год будет перевезено порядка 520 тыс. пассажиров.
Суммарный объём финансирования постановления № 215 составляет 11,6 млрд рублей (включая 5,8 млрд рублей, выделенных на перевозки с территории ДФО и обратно из резервного фонда по решениям Президента РФ и Правительства РФ). По данным Минтранса России, из 152 субсидируемых авиамаршрутов на перелёты с территории ДФО и обратно приходится 92 (в 2019 субсидировался 81 маршрут с территории ДФО и обратно). Предполагается, что до конца года по этой программе будет перевезено с территории ДФО и обратно 1,07 млн пассажиров (в 2019 году было перевезено 977 тыс. пассажиров) на сумму 10 млрд рублей. По состоянию на 1 декабря было уже перевезено более 1 млн пассажиров. В 2022 году бюджет программы будет увеличен и составит 12,3 млрд рублей, к перевозке планируется порядка 1,43 млн пассажиров, все заявленные авиакомпаниями маршруты включены в перечень субсидируемых в 2022 году.
Рассматривался вопрос о количестве субсидируемых билетов, которые могут быть приобретены одним пассажиром. «Если не ограничить количество, то может получиться так, что кому-то достанется много средств государственной поддержки, а кто-то не сможет приобрести дешёвый билет. А ведь возможность купить такой билет должны получить все дальневосточники. Эта мера направлена на то, чтобы дать возможность широкому кругу жителей Дальнего Востока съездить в центральную часть России, посетить родственников, решить какие-то свои задачи», – заметил Юрий Трутнев.
Как доложил заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик, Минтрансом России разработан и внесён в Правительство РФ проект изменений в постановление № 215. Изменения предусматривают обеспечение бесперебойного субсидирования перевозок с территории Дальнего Востока и обратно льготников. За всех перевезенных пассажиров из числа льготных категорий граждан авиаперевозчикам будут предоставлены субсидии в приоритетном порядке и без дополнительного отбора.
В рамках постановления № 1242 в утвержденный перечень субсидируемых в 2021 году маршрутов был включён 431 маршрут на сумму 7,717 млрд рублей, в том числе 63 маршрута ДФО на сумму 2 млрд рублей (в 2019 году на маршруты ДФО было предоставлено 1,5 млрд рублей). Перевозки осуществляют 11 авиакомпаний, к выполнению планируется 5 794 рейса, что позволит перевезти более 418 тыс. человек (в 2019 было перевезено 210 183 пассажира). 22 декабря утверждены изменения в данную программу, предусматривающие направление на перевозки с территории Дальнего Востока и обратно 30 % всех выделяемых бюджетных ассигнований (в 2021 году – 25 %). Перечень маршрутов на 2022 год сформирован исходя из этих принципов. Объём финансирования программы в 2022 году увеличен до 9,3 млрд рублей, ожидается увеличение перевозок дальневосточников до 600 тыс. человек.
Объём субсидирования единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» в 2021 году составляет 1,23 млрд рублей. Субсидируются 20 региональных дальневосточных маршрутов, по которым планируется до конца года выполнить 1754 рейса. Тарифы в одном направлении по маршрутам составляют от 2 200 рублей до 10 953 рублей. По данным на 1 декабря, льготным тарифом смогли воспользоваться более 49 тыс. пассажиров. В 2022 году объём финансирования программы будет увеличен до 5,9 млрд рублей. Планируется осуществление перевозок по 36 маршрутам, выполнение более 7320 рейсов (в одном направлении) и перевозка не менее 250 тыс. пассажиров. Соответствующий проект изменений в программу внесен Минтрансом России в Правительство РФ.
В рамках программы субсидирования семейных поездок по туристическим маршрутам в 2021 году к перевозке по 6 маршрутам с территории ДФО и обратно и внутри макрорегиона планируется 61 822 пассажира на сумму 564,7 млн рублей (из 1,350 млрд, выделенных на всю программу).
По данным Минтранса России, всего на субсидирование воздушных перевозок в Российской Федерации в 2021 году выделено 21,8 млрд рублей, из них 13,7 млрд рублей (63 %) приходится на ДФО, к перевозке планируется более 1,6 млн пассажиров.
Главы дальневосточных регионов отметили, что Минтрансом России учтена большая часть предложений, внесённых субъектами ДФО.
Обсуждался вопрос финансирования мероприятий по поддержке развития местных авиаперевозок. Для обеспечения устойчивого роста и расширения маршрутной сети местных авиаперевозок Минтрансом России разработан и внесён в Правительство РФ проект постановления, предусматривающий софинансирование расходных обязательств регионов на субсидирование местных перевозок. Программой предусмотрено требование по сохранению текущего уровня поддержки местных перевозок из региональных бюджетов.
По мнению глав дальневосточных регионов, в проекте нормативно-правовых актов важно учесть не только софинансирование федеральным бюджетом местных авиаперевозок по новым направлениям, но и увеличение глубины субсидирования по имеющимся направлениям, чтобы цены на билеты на местных воздушных линиях были более доступными для населения.
По итогам совещания Юрий Трутнев поручил Минтрансу России дополнительно проработать вопрос о корректировке параметров софинансирования со стороны федерального бюджета для субсидирования местных авиаперевозок.