Цифровой Госплан XXI века

Интервью директора «Восточного центра государственного планирования» Михаила Кузнецова медиагруппе «Комсомольская правда» 

Интервью директора «Восточного центра государственного планирования» Михаила Кузнецова медиагруппе «Комсомольская правда» 

Современные технологии дают огромные возможности для оптимизации. Простой пример – услуги такси. Заказать машину теперь проще, быстрее и главное – дешевле. Что-то подобное можно использовать и в других сферах экономики. Причем как в коммерческом секторе, так и в государственном. Что именно можно улучшить? И какой эффект это может дать? Об этом в интервью Михаила Кузнецова. 

Оптимизация северного завоза

Один из приоритетных проектов на Дальнем Востоке – цифровизация северного завоза. Ученые представили проект в начале этого лета. Он должен оптимизировать логистику и объемы поставок. Всего в удаленных районах Крайнего Севера живут три миллиона человек. Они расположены в 25 субъектах Федерации. Государство каждый год обеспечивает этих людей всем необходимым. Северный завоз длится всего несколько месяцев. Этой системе – десятки лет. Но она довольно хаотична. Процесс нельзя назвать отлаженным. А значит, есть возможности для оптимизации.

- Вопросы снабжения жителей Крайнего Севера основными жизненно важными товарами, продовольствием, нефтепродуктами являются важнейшей задачей, от решения которой зависит жизнь населения этих территорий, - говорит Михаил Кузнецов.

По его словам, главная проблема - сейчас отсутствует законодательно закрепленное понятие «северный завоз». В связи с этим каждый регион действует самостоятельно, выбирая не всегда оптимальные способы. Еще больше усложняет процесс большое количество участников со своими интересами, не хватает точного планирования и прогнозирования поставок, а также оценки сопутствующих рисков.

- Проводя исследования, мы выяснили: отсутствует целостная статистика по натуральным объемам завозимых грузов по всем регионам. Нередко в самих регионах не знают, какой объем завоза приходится на частных предпринимателей, а какой - на руководство регионов, не хватает обоснования возможностей перевозок альтернативными маршрутами или другим видом транспорта. В случае реализации непрогнозируемых рисков регионам нередко приходится использовать дорогостоящие решения или транспорт, применяемый в чрезвычайных ситуациях, - объясняет Михаил Кузнецов.

Кстати

Кому и по каким критериям отправляют «северный завоз»

- Трудные природно-климатические условия;

- Удаленность основных промышленных районов, что затрудняет и делает очень дорогой для юридических и физических лиц самостоятельную доставку товаров;

- Отсутствие или слабый уровень развития инфраструктуры в районах.

Якутия – пилотный регион

По оценкам «Востокгосплана», объем северного завоза составляет 3 - 3,5 млн тонн грузов ежегодно. Из них 75% приходится на топливно-энергетические ресурсы. Специалисты хотят создать единую информационную и нормативно-правовую базу, оптимизировать проведение тендеров и создать ресурс, где будут собраны «лучшие практики». Ими смогут воспользоваться регионы, желающие оптимизировать процесс поставок. До повсеместного внедрения технологических инноваций пока далеко. Ученые пока тестируют свои гипотезы в рамках одного региона – Якутии.

- Для Якутии мы создаем «цифрового двойника». На основе большого массива данных он сможет обеспечить прозрачность северного завоза, дать ответы на вопросы, какие конкретно инфраструктурные объекты и где необходимо создать, как оптимизировать логистические потоки при различных сценариях, например, при условии строительства Ленского моста, при усиленном задействовании Северного морского пути, при формировании возможностей обратного «вывоза» металлолома в рамках программы «Чистая Арктика», при использовании новой контейнерной линии или беспилотного транспорта, который уже планируется к внедрению для перевозки грузов на Чукотке, Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, - перечисляет Михаил Кузнецов.

Специалисты «Востокгосплана» собрали полную базу данных по Якутии, смоделировали более 2000 маршрутов. А сейчас разрабатывают оптимизационную модель, которая будет включать 1500 единиц транспорта, 65 портов и перевалок, 600 населенных пунктов, 200 аэропортов и аэродромов, 35 поставщиков.

- Ожидается, что создание «цифрового двойника» и реализация на его основе комплекса предлагаемых мероприятий будет способствовать сокращению затрат на осуществление северного завоза, повышению продовольственной и энергетической обеспеченности населения территорий, снижению стоимости продукции и расширению ассортимента, а также сокращению рисков сбоя поставок. В рамках этого проекта мы просчитываем возможность и обратной загрузки судов, доставляющих продовольствие в отдаленные регионы. При таком подходе – этот механизм позволит увеличить занятость населения, повысить уровень зарплат на местах, перезапустить экономику, - говорит директор «Востокгосплана».

Если все сложится удачно, в дальнейшем систему могут распространить и на другие регионы «северного завоза». Правда, для этого теории ученых нужно проверить на практике – например, в условиях предстоящей зимы.

- Управление без доступа к полной информации невозможно. Именно благодаря создаваемой нами системе подобная информация будет собрана и появится возможность проанализировать ситуацию, отследить, каким образом можно снизить стоимость завоза за счет оптимизации логистических цепочек, за счет создания новых логистических центров, - резюмирует Михаил Кузнецов.

Планы на будущее

Что еще хотят оптимизировать

Северный завоз - не единственная история, которая нуждается в оптимизации. В «Востокгосплане» разрабатывают и другие программы:

- Цифровая система ArcticLabs - инструмент государственного планирования в Арктике и оценки экологических рисков, который осуществляется благодаря динамической математической модели. Цель проекта - создание центра компетенций для принятия государственных и частных решений в целях развития Арктической зоны РФ, международного транзита и увеличения российского грузооборота по Северному морскому пути.

- Анализ туристического потенциала. Ученые создают систему, позволяющую прогнозировать и моделировать возможности туристической деятельности региона. Пока пилотная версия рассчитана для Камчатки. Модель позволяет видеть «узкие места» отрасли, делать прогнозы на будущее.

- Цифровая модель демографии. Она позволяет оценить естественные демографические процессы на Дальнем Востоке – то есть рождаемость и смертность.

Как поясняют эксперты, все модели будут доработаны и подготовлены к эксплуатации до конца года. Они позволят собирать честную и объективную информацию, что станет важным инструментом для принятия решений.

Туризм больших данных

Примечательно, что эксперты «Востокгосплана» работают не только с коллегами-учеными, но и привлекают для своей работы молодежь. Для развития Дальнего Востока нужен свежий взгляд и креатив. Так, в рамках продуктона-хакатона, в котором участвовало более 50 команд, были предложены несколько решений в сфере туризма. В частности, по тому, как найти «золотую середину» - между сохранением природного потенциала и ростом туристического потока. На примере Камчатского края.

Первый проект - модернизация геоинформационной системы Камчатки для решения проблем с безопасностью и экологией. Модернизация предполагает разработку обновленной системы мониторинга и упрощенной процедуры реагирования на инциденты. Система отслеживает перемещение объектов и оперативно реагирует на потенциально опасные происшествия, передавая соответствующие сигналы. Участники турнира предложили создать браслеты для туристов, которые позволят отслеживать их местоположение и предупреждать о близости к опасным животным или об опасности природных явлений. Также для туристов предложена программа лояльности, которая поощряет соблюдение правил отдыха на Камчатке.

Второй проект - платформа для планирования путешествий, доступный агрегатор инфраструктуры и досуга. Сервис предоставляет возможность туристам объединяться в небольшие группы, чтобы оставлять меньший экологический след (например, передвигаться на двух машинах вместо трех). Согласно задумке команды, туристам начисляются бонусы для поощрения экологического подхода к поездке, например, сдачи мусора в специальные пункты. Помимо этого, участники предложили сформировать единую официальную платформу, включающую в себя информацию о доступном досуге, гидах, маршрутах и точках притяжения. Внедрение системы обеспечит возможность оптимизировать туристические потоки, позволит туристам делать более осознанный выбор, исходя из карт загруженности инфраструктуры и достопримечательностей.

СПРАВКА «КП»

«Востокгосплан» - научная организация. Является подведомственным учреждением Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, выполняет научно-исследовательские и экспертно- аналитические работы в области социально-экономического развития ДФО и Арктической зоны России. Это лаборатория цифровых стратегических решений, цифровой Госплан XXI века. План научных работ утверждается в Минвостокразвития и формируется в соответствии с его вопросами и нуждами. Организация сотрудничает с Финансовым университетом, Институтом экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, а также с региональными научными организациями. Партнерами являются и крупные отраслевые игроки – Центр стратегических разработок (ЦСР) и ВАРПЭ - Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров. 

Алексей КУЗНЕЦОВ, «Комсомольская правда» 

 

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024