Интервью директора «Восточного центра государственного планирования» Михаила Кузнецова медиагруппе «Комсомольская правда»
Современные технологии дают огромные возможности для оптимизации. Простой пример – услуги такси. Заказать машину теперь проще, быстрее и главное – дешевле. Что-то подобное можно использовать и в других сферах экономики. Причем как в коммерческом секторе, так и в государственном. Что именно можно улучшить? И какой эффект это может дать? Об этом в интервью Михаила Кузнецова.
Оптимизация северного завоза
Один из приоритетных проектов на Дальнем Востоке – цифровизация северного завоза. Ученые представили проект в начале этого лета. Он должен оптимизировать логистику и объемы поставок. Всего в удаленных районах Крайнего Севера живут три миллиона человек. Они расположены в 25 субъектах Федерации. Государство каждый год обеспечивает этих людей всем необходимым. Северный завоз длится всего несколько месяцев. Этой системе – десятки лет. Но она довольно хаотична. Процесс нельзя назвать отлаженным. А значит, есть возможности для оптимизации.
- Вопросы снабжения жителей Крайнего Севера основными жизненно важными товарами, продовольствием, нефтепродуктами являются важнейшей задачей, от решения которой зависит жизнь населения этих территорий, - говорит Михаил Кузнецов.
По его словам, главная проблема - сейчас отсутствует законодательно закрепленное понятие «северный завоз». В связи с этим каждый регион действует самостоятельно, выбирая не всегда оптимальные способы. Еще больше усложняет процесс большое количество участников со своими интересами, не хватает точного планирования и прогнозирования поставок, а также оценки сопутствующих рисков.
- Проводя исследования, мы выяснили: отсутствует целостная статистика по натуральным объемам завозимых грузов по всем регионам. Нередко в самих регионах не знают, какой объем завоза приходится на частных предпринимателей, а какой - на руководство регионов, не хватает обоснования возможностей перевозок альтернативными маршрутами или другим видом транспорта. В случае реализации непрогнозируемых рисков регионам нередко приходится использовать дорогостоящие решения или транспорт, применяемый в чрезвычайных ситуациях, - объясняет Михаил Кузнецов.
Кстати
Кому и по каким критериям отправляют «северный завоз»
- Трудные природно-климатические условия;
- Удаленность основных промышленных районов, что затрудняет и делает очень дорогой для юридических и физических лиц самостоятельную доставку товаров;
- Отсутствие или слабый уровень развития инфраструктуры в районах.
Якутия – пилотный регион
По оценкам «Востокгосплана», объем северного завоза составляет 3 - 3,5 млн тонн грузов ежегодно. Из них 75% приходится на топливно-энергетические ресурсы. Специалисты хотят создать единую информационную и нормативно-правовую базу, оптимизировать проведение тендеров и создать ресурс, где будут собраны «лучшие практики». Ими смогут воспользоваться регионы, желающие оптимизировать процесс поставок. До повсеместного внедрения технологических инноваций пока далеко. Ученые пока тестируют свои гипотезы в рамках одного региона – Якутии.
- Для Якутии мы создаем «цифрового двойника». На основе большого массива данных он сможет обеспечить прозрачность северного завоза, дать ответы на вопросы, какие конкретно инфраструктурные объекты и где необходимо создать, как оптимизировать логистические потоки при различных сценариях, например, при условии строительства Ленского моста, при усиленном задействовании Северного морского пути, при формировании возможностей обратного «вывоза» металлолома в рамках программы «Чистая Арктика», при использовании новой контейнерной линии или беспилотного транспорта, который уже планируется к внедрению для перевозки грузов на Чукотке, Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, - перечисляет Михаил Кузнецов.
Специалисты «Востокгосплана» собрали полную базу данных по Якутии, смоделировали более 2000 маршрутов. А сейчас разрабатывают оптимизационную модель, которая будет включать 1500 единиц транспорта, 65 портов и перевалок, 600 населенных пунктов, 200 аэропортов и аэродромов, 35 поставщиков.
- Ожидается, что создание «цифрового двойника» и реализация на его основе комплекса предлагаемых мероприятий будет способствовать сокращению затрат на осуществление северного завоза, повышению продовольственной и энергетической обеспеченности населения территорий, снижению стоимости продукции и расширению ассортимента, а также сокращению рисков сбоя поставок. В рамках этого проекта мы просчитываем возможность и обратной загрузки судов, доставляющих продовольствие в отдаленные регионы. При таком подходе – этот механизм позволит увеличить занятость населения, повысить уровень зарплат на местах, перезапустить экономику, - говорит директор «Востокгосплана».
Если все сложится удачно, в дальнейшем систему могут распространить и на другие регионы «северного завоза». Правда, для этого теории ученых нужно проверить на практике – например, в условиях предстоящей зимы.
- Управление без доступа к полной информации невозможно. Именно благодаря создаваемой нами системе подобная информация будет собрана и появится возможность проанализировать ситуацию, отследить, каким образом можно снизить стоимость завоза за счет оптимизации логистических цепочек, за счет создания новых логистических центров, - резюмирует Михаил Кузнецов.
Планы на будущее
Что еще хотят оптимизировать
Северный завоз - не единственная история, которая нуждается в оптимизации. В «Востокгосплане» разрабатывают и другие программы:
- Цифровая система ArcticLabs - инструмент государственного планирования в Арктике и оценки экологических рисков, который осуществляется благодаря динамической математической модели. Цель проекта - создание центра компетенций для принятия государственных и частных решений в целях развития Арктической зоны РФ, международного транзита и увеличения российского грузооборота по Северному морскому пути.
- Анализ туристического потенциала. Ученые создают систему, позволяющую прогнозировать и моделировать возможности туристической деятельности региона. Пока пилотная версия рассчитана для Камчатки. Модель позволяет видеть «узкие места» отрасли, делать прогнозы на будущее.
- Цифровая модель демографии. Она позволяет оценить естественные демографические процессы на Дальнем Востоке – то есть рождаемость и смертность.
Как поясняют эксперты, все модели будут доработаны и подготовлены к эксплуатации до конца года. Они позволят собирать честную и объективную информацию, что станет важным инструментом для принятия решений.
Туризм больших данных
Примечательно, что эксперты «Востокгосплана» работают не только с коллегами-учеными, но и привлекают для своей работы молодежь. Для развития Дальнего Востока нужен свежий взгляд и креатив. Так, в рамках продуктона-хакатона, в котором участвовало более 50 команд, были предложены несколько решений в сфере туризма. В частности, по тому, как найти «золотую середину» - между сохранением природного потенциала и ростом туристического потока. На примере Камчатского края.
Первый проект - модернизация геоинформационной системы Камчатки для решения проблем с безопасностью и экологией. Модернизация предполагает разработку обновленной системы мониторинга и упрощенной процедуры реагирования на инциденты. Система отслеживает перемещение объектов и оперативно реагирует на потенциально опасные происшествия, передавая соответствующие сигналы. Участники турнира предложили создать браслеты для туристов, которые позволят отслеживать их местоположение и предупреждать о близости к опасным животным или об опасности природных явлений. Также для туристов предложена программа лояльности, которая поощряет соблюдение правил отдыха на Камчатке.
Второй проект - платформа для планирования путешествий, доступный агрегатор инфраструктуры и досуга. Сервис предоставляет возможность туристам объединяться в небольшие группы, чтобы оставлять меньший экологический след (например, передвигаться на двух машинах вместо трех). Согласно задумке команды, туристам начисляются бонусы для поощрения экологического подхода к поездке, например, сдачи мусора в специальные пункты. Помимо этого, участники предложили сформировать единую официальную платформу, включающую в себя информацию о доступном досуге, гидах, маршрутах и точках притяжения. Внедрение системы обеспечит возможность оптимизировать туристические потоки, позволит туристам делать более осознанный выбор, исходя из карт загруженности инфраструктуры и достопримечательностей.
СПРАВКА «КП»
«Востокгосплан» - научная организация. Является подведомственным учреждением Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, выполняет научно-исследовательские и экспертно- аналитические работы в области социально-экономического развития ДФО и Арктической зоны России. Это лаборатория цифровых стратегических решений, цифровой Госплан XXI века. План научных работ утверждается в Минвостокразвития и формируется в соответствии с его вопросами и нуждами. Организация сотрудничает с Финансовым университетом, Институтом экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, а также с региональными научными организациями. Партнерами являются и крупные отраслевые игроки – Центр стратегических разработок (ЦСР) и ВАРПЭ - Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.
Алексей КУЗНЕЦОВ, «Комсомольская правда»