Развитие рыбохозяйственного комплекса на Дальнем Востоке обсудили участники круглого стола в рамках подготовки к ВЭФ

В Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) при поддержке Минвостокразвития состоялся круглый стол «Новый инвестиционный цикл в рыбной отрасли: ожидания бизнеса» в рамках подготовки к Восточному экономическому форуму 2021 года. Мероприятие прошло под председательством первого заместителя министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова и при участии более 60 представителей крупнейших компанийрыбной отрасли, органов власти субъектов ДФО, Росрыболовства, Минпромторга, Объединенной судостроительной корпорации, отраслевых ассоциаций. 

Участники дискуссии обсудили ключевые вопросы развития рыбохозяйственного комплекса, развития рыбной логистики, подходы к организации биржевой торговли, подвели итоги первого инвестиционного цикла. 

03C3E941-0AAD-4DC2-AC34-DD339D329B14.jpeg

«Рыбодобывающая отрасль на Дальнем Востоке является одной из основных, куда привлекается значительное количество инвестиций, где занято большое количество населения. За пять лет отрасль смогла увеличить объем инвестиций в пять раз. Уже построены или находятся на финальной стадии строительства 24 новых рыбоперерабатывающихзавода, заключено 55 договоров на строительство рыбодобывающих судов. В рамках реализации одной задачи стимулируем развитие сопутствующих отраслей, которые ранее находились в стагнации, например, судостроение», – сказал во вступительном слове Гаджимагомед Гусейнов. 

Рыбная отрасль является основой социально-экономического развития Дальнего Востока. Как отметил заместитель генерального директора по инвестициям КРДВ Роман Чичканов, ключевая задача сделать отрасль эффективнее и обеспечить рост новых инвестиций в ряд направлений рыбного хозяйства. «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики открыта для всестороннего взаимодействия с отраслевым бизнес сообществом, мы готовы поддерживать инициативы по развитию рыбопромышленного комплекса», – обратился к участникам мероприятия Чичканов. 

Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Хасан Лихов подвел предварительные итоги первого инвестиционного цикла (до 2025 года) в рыбной отрасли. В рамках механизма инвестиционных квот распределено порядка 20% от общего допустимого улова (ОДУ) водных биоресурсов. Росрыболовство уже провело 9 заявочных кампаний: поступили заявки по реализации 121 инвестиционного проекта, одобрена 91 заявка. По результатам отбора заключено 79 договоров с общим объемом инвестиций 213 млрд рублей, из которых почти 88% – в обновление флота (25 судов для Северного бассейна и 30 судов для Дальнего Востока). Остальные 12 заявок проходят процедуру отбора. Выход новых судов на промысел позволит обновить добывающие мощности на Северо-Западе на 80% и 40% – на Дальнем Востоке. Строительство ведется на 9 верфях, на сегодняшний день уже передано рыбакам 5 судов. Кроме того, будут построены 24 береговых рыбоперерабатывающих завода, 20 их них уже реализованы: 10 – на Дальнем Востоке и 10 – на Севере. По прогнозам представителя Росрыболовства, ввод новых мощностей заводов и судов к 2025 году даст дополнительные мощности переработки до 2 млн тонн в год. Кроме распределения 20% инвестквот, в период с 2019 по 2021 год Росрыболовствораспределило 50% от ОДУ квот крабов через аукционы с инвестиционными обязательствами: один лот – одно судно-краболов. Распределен всего 41 лот, соответственно, каждый предполагает строительство краболова, из них 15 судов будут строиться на Дальнем Востоке. Общий объем инвестиций в строительство составит порядка 60 млрд рублей. По итогам аукциона в госбюджет перечислено около 145 млрд рублей.

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев в своем выступлении отметил, что рыбацкое сообщество России позитивно оценивает результаты первого этапа программы инвестиционных квот. Вместе с тем, по мнению рыбаков, второй этап программы должен соответствовать целям и задачам Национальной программы развития Дальнего Востока, принятой правительством в прошлом году: приход частных инвестиций, создание новых рабочих мест и увеличение количества экономических связей внутри региона. «Напомню, что с производственной точки зрения стержнем первого этапа было строительство крупнотоннажного флота. С экономической – государственное стимулирование создания дорогостоящего оборудования для производства продукции определенной рыночной ниши, премиальной – филе минтая. Однако экономический анализ показывает, что акцент на строительство крупных, мощных береговых предприятий создаст большее количество рабочих мест и будет иметь наибольший мультипликативный эффект», – подвел итоги Герман Зверев. Стимулированию обновления флота могут способствовать также альтернативные инструменты – субсидирование части затрат на строительство мало и среднетоннажных судов, а также ограничение срока эксплуатации судов. А развитие береговых мощностей – это заявка на строительство мало и среднетоннажного флота, большее количество рабочих мест с более выгодной стоимостью создания, подчеркнул президент ВАРПЭ.

Совладелец ООО «Антей» Аркадий Пинчевскийобратил внимание участников дискуссии на серьезную проблему в рыбной отрасли – судоремонт. «Большая часть построенных судов окажется на Дальнем Востоке, но на данный момент дальневосточная база для судоремонта не готова», – подчеркнул он. Вопрос поддержки модернизации судоремонтных предприятий сейчас находится на стадии проработки. 

Участники круглого стола единогласно сошлись во мнении, что инвестиционные квоты дали существенный импульс для развития рыбной отрасли. Однако, для расширения существующего механизма необходимо сделать акцент на строительстве новых рыбоперерабатывающих заводов и холодильных мощностей. Механизм инвестиционных квот должен обеспечить устойчивое развитие рыболовства и повысить его экономическую эффективность. 

Предложения, которые были выработаны по итогам круглого стола станут основой для дальнейшего обсуждения на Восточном экономическом форуме, который состоится 2-4 сентября во Владивостоке.

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024