Для Дальнего Востока и Арктики авиация играет ключевую роль в транспортной доступности региона и в большинстве случаев является безальтернативным способом передвижения: удаленность от крупных транспортных путей, низкая плотность населения, большие расстояния между населенными пунктами.
Минвостокразвития России и подведомственная ему Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) активно ведут работу, связанную с изменением государственной политики в области гражданской авиации в регионе. Это, прежде всего, поддержка пассажирских гражданских авиаперевозок и своевременной реконструкции, модернизации аэропортовой инфраструктуры, строительства новых взлетно-посадочных площадок. Также уделяется большое внимание привлечению инвесторов.
На Дальнем Востоке широко представлено вертолетостроение – функционируют два крупных завода. Улан-Удэнский авиационный завод, который выпускает линейку вертолетов МИ-8 и МИ-171, и Арсеньевский авиазавод «Прогресс», где в настоящее время сертифицируется гражданский вертолет К-62.
Практически все регионы ДФО и Арктики используют вертолетные перевозки. В частности, такие регионы как Якутия или Чукотка полностью зависят от авиатранспорта. На Дальнем Востоке много эксплуатантов вертолетов, в основном это компании, входящие в «Единую Дальневосточную авиакомпанию». В ДФО насчитывается 43 вертолета в авиакомпаниях, входящих в единую дальневосточную компанию: «Полярные Авиалинии», «Чукотавиа», «Камчатское авиапредприятие». Планируется обновить парк вертолетной техники и пополнить его 21 машиной. Рассматривается МИ-171А3, который выпускается на Улан-Удэнском авиационном заводе, в Республике Бурятия. Этот вертолет может перевозить до 24 пассажиров, с хорошей звукоизоляцией, минимальной вибрацией по сравнению с другими машинами и дальностью полёта до 1000 км. Огромный потенциал этого вертолета видят эксплуатанты – нефтегазовые компании и пассажирские авиаперевозчики.
Для населения действуют меры государственной поддержки по доступности авиасообщения. «Субсидируются межрегиональные пассажирские авиаперевозки. В труднодоступные регионы выполняет рейсы «Единая Дальневосточная авиакомпания». Вертолеты летают в сложных погодных условиях по маршруту между Петропавловск-Камчатским и островом Парамушир на Северных Курилах. Благодаря мерам господдержки туда можно добраться за 1 час 50 минут, заплатив всего 4450 рублей за авиабилет, либо альтернативно около суток идти на Гипанисе, иногда при 8-балльном шторме в одну сторону», – рассказал управляющий директор КРДВ Иван Печорин. По его словам, в данный момент разрабатывается и рассматривается в Правительстве нормативно-правовой акт о софинансировании из федерального бюджета перевозок на местных авиалиниях внутри границ субъекта. Документ разработан Минтрансом России и поддержан Минвостокразвития.
Авиатехника необходима для реализации крупных инвестиционных проектов. В частности, для освоения нефтегазовых месторождений Сахалина активно используются шельфовые вертолёты. В Чукотском автономном округе идет освоение Баимского месторождения, там много авиационных работ выполняется вертолетами. В плане уже в этом году ввести взлетно-посадочную полосу, чтобы принимать воздушные суда с доставкой, в первую очередь, грузов для обслуживания самого месторождения.
Вертолеты обеспечивают работу линии СМП и связанности с населенными пунктами вдоль СМП, вдоль Северного Ледовитого океана, доставляют грузы населению, снабжение предприятиям. Иногда вертолеты используются для доставки на морские суда, проходящие Северным морским путем, срочных грузов, снятия больных. Отдельно стоит сказать о работе вертолетов для нужд наших рыбодобытчиков, транспортных компаний в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне», – добавил Иван Печорин.
На территориях опережающего развития реализуются инвестиционные проекты по развитию авиационной отрасли. В Якутии АК «Лидер» закупает вертолеты МИ-8, чтобы осуществлять грузовые перевозки не только в Южной Якутии, но и в Булунском районе, в поселке Тикси, и оттуда доставлять грузы для населения в этих районах. Второй проект на Камчатке – это «Витязь-Аэро». Компания получила участок и решила построить на нем взлетно-посадочную полосу в Николаевке, недалеко от Елизово. Использование механизмов ТОР помогает открывать новые рабочие места, привозить туда авиатехнику и развивать туризм на Камчатке.
Развитие вертолетной индустрии способствует развитию туризма, расширению экономической деятельности и привлечению инвестиций в регионы Дальнего Востока и Арктики.