О развитии распределенной генерации на Дальнем Востоке и в Арктике

Статья общественно-делового научного журнала «Энергетическая политика»

Статья общественно-делового научного журнала «Энергетическая политика»

В.С. Селезнёв, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике

Губанов М.М., к.т.н., руководитель направления по энергетике и ЖКХ АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики»

Потемкин В.В., ESG-эксперт, заместитель директора Департамента отраслевой экспертизы АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики»

План статьи 

1. Привлечение инвестиций в экономику Дальнего Востока и Арктики.

2. Развитие отраслей электроэнергетики, ЖКХ и ТКО, механизмы привлечения инвестиций и государственного контроля.

3. Особенности отраслей электроэнергетики, ЖКХ и ТКО Дальнего Востока и Арктики, тарифное регулирование и частные инвестиции.

4. Государственная энергетическая политика и политика по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктики.

5. Приоритетное направление деятельности для макрорегионального института развития, его результаты и ключевая идея.

6. Проблематика дальнейшей реализации идеи на базе действующих отраслевых и макрорегиональных институтов развития и создание отдельного фонда развития распределённой генерации.

Аннотация: Одной из стратегических задач Российской Федерации является развитие распределённой генерации в удалённых и изолированных районах. Соответствующее направление отмечено в отраслевых и макрорегиональных документах стратегического планирования, включая Доктрину энергетической безопасности, Энергетическую стратегию на период до 2035 года, стратегии социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны. Реализация указанного направления предусматривает модернизацию неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации на основе внедрения современных энергетических технологий, включая ВИЭ. Инвесторы готовы активно участвовать в таких проектах при условии наличия эффективного механизма государственной поддержки, который уже длительное время обсуждается в органах власти. Сложность разработки и реализации этого механизма состоит в сложившейся системе привлечения инвестиций в электроэнергетику, к которой традиционно относят объекты локального электроснабжения. Именно этим институциональным особенностям привлечения инвестиций в отрасль на территории выделенного макрорегиона, вытекающей из них проблематике взаимодействия государства и бизнеса и возможному пути решения насущной государственной задачи посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: Дальний Восток, Арктика, инвестиции, электроэнергетика, ЖКХ, удалённые и изолированные районы, распределённая генерация, государственная поддержка, ESG.

Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Арктики является национальным приоритетом Российской Федерации на весь XXI век. Хозяйственное освоение этой территории, создание новых производств, развитие инфраструктуры и укрепление внешнеэкономических связей со странами Азиатско-тихоокеанского региона должно обеспечить увеличение доли вклада макрорегиона в ВВП с текущих 15 до 20 % к 2030 году. Обеспечение такого стремительного роста требует привлечения масштабных инвестиций в основной капитал во всех отраслях экономики.

В системе рыночных отношений реализация поставленной задачи невозможна без привлечения частного бизнеса и обеспечения со стороны государства условий для его динамичного развития. Именно это явилось ключевой целью создания в 2015 году системы институтов макрорегионального развития, позднее объединенных на базе Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. В задачи Единого института развития входит генерация инвестиционных идей, привлечение частных инвесторов, оказание мер государственной поддержки и сопровождение реализации инвестиционных проектов в режиме единого окна.

В качестве основных мер государственной поддержки в соответствии с лучшими мировыми практиками были определены преференциальные налоговые режимы, обеспечение резидентов внешней инфраструктурой и предоставление льготного финансирования для реализации отдельных инвестиционных проектов.

Работа по привлечению частных инвестиций в макрорегион была распределена по отраслевому принципу, где каждая отрасль должна обеспечить количественно закреплённый вклад в экономику. Среди отраслей были выделены нефтегазовый комплекс, горнорудная отрасль, строительство, промышленность, логистика, туризм, сельское хозяйство, лесопереработка, рыба и аквакультура, а также электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство и обращение с твердыми коммунальными отходами. При этом развитие отдельно взятой отрасли неразрывно связано с притоком в неё технологических и финансовых инвестиций.

Каждая отрасль имеет свои характерные особенности ведения бизнеса и отраслевые механизмы государственной поддержки, реализуемыми профильными министерствами и институтами развития. Их использование в совокупности с макрорегиональными мерами поддержки обеспечивают активизацию инвестиционной деятельности на выделенной территории. Так совокупный объем привлеченных инвестиций по заключенным резидентским соглашениям в период с 2016 по 2021 год составил 6,1 трлн руб., при этом доля электроэнергетики, ЖКХ и ТКО составила менее 1 %. Из них подавляющий объем инвестиций задействован в трех проектах: первый по строительству электростанции собственных нужд для Амурского ГПЗ – Свободненской ТЭС в размере 26,5 млрд руб., второй по реконструкции и модернизации комплекса очистных сооружений в городе Архангельске в размере 11,2 млрд руб. и третий – по строительству мусороперерабатывающего завода в Приморском крае стоимостью 5,9 млрд руб. Остальные проекты менее 500 млн руб., что на общем фоне свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности этих отраслей и недостаточности только макрорегиональных мер государственной поддержки.

Соответствующее положение объяснимо принципиальным отличием этих отраслей, так как они являются обеспечивающими и характеризуются государственным регулированием инвестиционной деятельности. Подавляющая часть инвестиций в этих отраслях на территории Дальнего Востока и Арктики осуществляется действующими ресурсоснабжающими организациями, которые ведут монопольный вид деятельности и находятся под управлением федеральных или региональных органов власти, а реализация новых инвестиционных проектов сталкивается с низкой экономической эффективностью и необходимостью прямого государственного участия.

Вместе с тем, огромный ресурсный потенциал и интерес бизнеса к ESG-инвестициям потребовал от макрорегионального института развития поиска инвестиционных возможностей в сферах электроэнергетики, ЖКХ и ТКО и разработки особых механизмов государственной поддержи инвесторов с учётом отраслевой специфики. Для этого на первом этапе был проведен сравнительный анализ действующих отраслевых систем привлечения частных инвестиций и налажено взаимодействие с профильными институтами развития.

Электроэнергетика в любой стране является стратегической отраслью и её функционирование обеспечивает энергетическую безопасность и социально-экономическое развитие государства, поэтому инвестиционная деятельность в отрасли является предметом государственного регулирования. Задача органов власти состоит в нахождении эффективного баланса между государством и бизнесом, который обеспечивает повышение экономической эффективности отрасли.

Для современной Единой энергетической системы России характерно наличие конкурентного и монопольного секторов, где действуют различные механизмы привлечения инвестиций. Конкурентным сектором является генерация электрической энергии, где компании участвуют в рынке электроэнергии и мощности, а их инвестиционная деятельность ограничивается спросом со стороны потребителей. Сложившийся уровень цен на электроэнергию не позволяет реализовывать крупные инвестиционные проекты по строительству и модернизации генерирующих мощностей, поэтому для развития отрасли создают специальные механизмы государственной поддержки. Основным механизмом на оптовом рынке является договор поставки мощности, который предполагает получение инвестором на конкурсной основе гарантированного возврата инвестиций в создание генерирующего объекта за счет повышенных платежей за мощность для крупных потребителей.

Данный механизм показал свою эффективность в период первой программы ДПМ, в рамках которой было введено более 26,5 ГВт новых генерирующих мощностей и привлечено более 1 трлн руб. частных инвестиций, в том числе иностранных [1]. Позднее данный механизм был распространен на поддержку отдельных видов генерации, включая возобновляемые источники энергии и заводы по сжиганию ТКО, а также на модернизацию действующей тепловой генерации и стал ключевым инструментом государственного управления долгосрочным энергетическим балансом и реализации государственной энергетической политики. При этом важно отметить, что действие указанного механизма ограничено территорией ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности, где развитие энергетического комплекса обеспечивается покупательной способностью потребителей.

Для развития генерации на розничном рынке электроэнергии и мощности действуют механизмы поддержки инвесторов за счет установления повышенного тарифа на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь в сетях и обязанности его оплачивать у территориально сетевой организации. Данный механизм является инструментом поддержки инвестиционных проектов на региональном уровне, в первую очередь, связанных с развитием возобновляемой энергетики.

Для электросетевого комплекса, осуществляющего регулируемый вид деятельности, основным механизмом возврата инвестиций является тариф на передачу электрической энергии, в рамках которого формируется инвестиционная программа сетевых компаний. Государственное управление инвестиционной деятельностью осуществляется путем разработки схем и программ развития электроэнергетики, которые являются основой для дальнейшего согласования инвестиционных программ регулирующими органами. Проекты, не вошедшие в инвестиционную программу, могут быть построены только в рамках платы за технологическое присоединение или путем прямого бюджетного финансирования, которое в электроэнергетике является скорее исключительным случаем.

Принципиально важно, что реализация инвестиционных проектов в электросетевом комплексе не подразумевает появление нового инвестора, речь идет об обеспечении технологического присоединения новых потребителей наиболее рациональным способом со стороны действующих сетевых компаний, крупнейшей из которых является компания с государственным участием ПАО «Россети».

Отдельным направлением является привлечение частных инвестиций в электросетевые объекты в муниципальной собственности на основе концессионного соглашения, но существующие требования к территориальным сетевым организациям, а также низкая рентабельность этого бизнеса позволяют говорить о консолидации активов на базе более крупных сетевых компаний.

Таким образом, основным направлением привлечения частных инвестиций в электроэнергетику является развитие генерирующих мощностей за счет механизмов государственной поддержки на рынке электроэнергии и мощности, а основным институтом развития этой сферы выступает Ассоциация «НП Совет Рынка», которая обеспечивает поиск экономического баланса интересов между потребителями и производителями электрической энергии без привлечения бюджетных средств и льготного государственного финансирования.

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства, а именно сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, принципиально отличается от электроэнергетики тем, что объекты коммунальной инфраструктуры в различных населённых пунктах не имеют технологической связи друг с другом, характеризуются преобладанием государственной и муниципальной собственности и отпускают ресурсы потребителям по регулируемым тарифам, представляя собой монопольный вид деятельности. Особенности состояния отрасли и непосредственное влияние на качество жизни населения требуют постоянного внимания со стороны регулирующих органов и активного привлечения частных инвестиций.

Большая часть инвестиционных проектов по модернизации устаревшего коммунального хозяйства в населённых пунктах характеризуется низкой экономической эффективностью и не может быть реализована в рамках тарифных ограничений без механизмов государственной поддержки для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, организованной на базе отдельного института развития ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

Поддержка предполагает получение капитального гранта или льготного финансирования при условии выполнения со стороны инвестора и публичного партнера нормативных требований, одним из которых является наличие утвержденной схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения, где обоснована необходимость реализации проекта и соответствующие тарифные последствия. Основным механизмом привлечения частных инвесторов является концессионное соглашение, при реализации которого происходит замена действующей ресурсоснабжающей организации. Помимо этого, фонд оказывает поддержку инвестиционных проектов действующих операторов коммунальной инфраструктуры и развитие централизованного теплоснабжения на базе единых теплоснабжающих организаций по методу «альтернативной котельной». Важно отметить, что инвестиционные проекты в сфере электроснабжения и даже когенерации фондом не рассматриваются.

Отрасль обращения с твердыми коммунальными отходами в нашей стране находится в стадии поэтапного становления и имеет аналогию с электроэнергетикой и ЖКХ, поэтому опыт привлечения частных инвестиций в неё особенно интересен. В отрасли присутствуют конкурентные и монопольные виды деятельности. К монопольному сектору относится осуществление сбора и транспортировки отходов, которыми занимаются региональные экологические операторы, представляющие собой обратный аналог гарантирующих поставщиков и территориальных сетевых компаний одновременно, а конкурентным сектором является переработка, утилизация и захоронение отходов, где развивается частный бизнес по обратной аналогии с генерирующими компаниями. Важно отметить, что отходы формируются в муниципальных образованиях, но далее транспортируются как внутри региона, так и между субъектами Российской Федерации. Также отходы используются для производства тепловой и электрической энергии.

Основой для финансирования отрасли обращения с ТКО является регулируемый тариф. Инвестиционные проекты, связанные со строительством объектов переработки и утилизации ТКО характеризуются высокими капитальными затратами и длительными сроками окупаемости, поэтому для привлечения частного бизнеса в их реализацию необходимы меры государственной поддержки.

В целях стимулирования инвестиционной активности в отрасли в 2019 году был создан отдельный институт развития в виде ППК «Российский экологический оператор». Финансовые меры компании для инвесторов включают участие в уставных капиталах, приобретение облигаций и предоставление льготных займов. Важно отметить, что ключевым условием предоставления государственной поддержки является включение проекта в федеральную и территориальную схемы обращения с отходами, как основные инструменты государственного контроля развития отрасли.

Также стоит отметить оказание исключительной государственной поддержки для строительства пяти пилотных мусоросжигательных заводов в Московской области и Казани за счет специальных надбавок на оптовом рынке электроэнергии и мощности, дальнейшее расширение которой обсуждается в Правительстве Российской Федерации.

Таким образом, в отраслях электроэнергетики, ЖКХ и обращения с ТКО на базе профильных институтов развития реализованы системные меры государственной поддержки частных инвестиций, направленные на достижение общестранового эффекта, поэтому задача макрорегионального института развития на втором этапе состояла в определении исключительных территориальных особенностей, учёт которых принесет долгосрочный вклад в развитие самих отраслей и привлечение ESG-инвестиций.

Особенностью электроэнергетики Дальнего Востока и Арктики является разнородная структура. Часть регионов частично или полностью подключены к ЕЭС России. Это регионы ДФО, расположенные вдоль БАМа и Транссиба, включая Республику Бурятия, Забайкальский край, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Республику Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, а также Арктической зоны, включая Мурманскую и Архангельскую области, Республику Карелия, Республику Коми и Ямало-Ненецкий автономный округ. Сама ЕЭС России на территории макрорегиона также разнородна. Территории Забайкальского края, Бурятии, Карелии, ЯНАО и Мурманской области входят в ценовые зоны оптового рынка, где действуют рыночные механизмы привлечения инвестиций. Остальные территории ЕЭС России в макрорегионе, а это практически все регионы ДФО, Архангельская область и Республика Коми относятся к неценовым зонам. В силу недостаточного развития магистральных связей и необходимости поддержания низкого уровня цен для потребителей здесь осуществляется регулируемое ценообразование и действуют целевые механизмы государственной поддержки строительства новых генерирующий объектов. В частности, для обеспечения своевременной модернизации тепловых электростанций в ДФО на федеральном уровне был разработан специальный механизм по аналогии с ДПМ, который предполагает гарантированный возврат инвестиций за счет ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности.

В ряде регионов действуют территориальные изолированные энергетические системы, включая Камчатский край, Магаданскую область, Чукотский автономный округ, Сахалинскую область, а также Норильскую энергосистему в Красноярском крае. Каждая из этих энергосистем представляет собой естественную монополию, необходимую для повышения эффективности управления и оптимизации затрат. Реализация новых инвестиционных проектов энергетики здесь осуществляется в рамках регулируемой инвестиционной программы или связана с прямым бюджетным финансированием. Территориально изолированные энергосистемы ДФО входят в государственный холдинг ПАО «РусГидро», поэтому инвестиционная деятельность в них является предметом особого внимания на федеральном уровне, а отдельные инвестиционные проекты, включая строительство атомных электростанций ГК «Росатом», финансируются из государственных программ Российской Федерации.

Территории, не подключенные к ЕЭС России и к территориально изолированным энергосистемам, а это больше половины площади Дальнего Востока и Арктики, находятся в зоне децентрализованного энергоснабжения. Здесь функционируют локальные источники энергии, в основном угольные, дизельные и мазутные. Одним из крупнейших городов, подключённых к локальной электростанции, является Нарьян-Мар в Ненецком автономном округе. В 16-ти субъектах Дальнего Востока и Арктики есть населённые пункты, электроснабжение которых осуществляется от локальных генерирующих источников общим количеством более 500 и суммарной мощностью более 800 МВт. Помимо этого, более 200 промышленных предприятий в сфере добычи полезных ископаемых обеспечены локальным энергоснабжением, крупнейшим из которых является электростанция собственных нужд проекта Ямал СПГ мощностью 376 МВт. Именно наличие большого количества объектов локальной генерации электрической энергии и территории в зоне децентрализованного электроснабжения является исключительной особенностью макрорегиона.

Стоит отметить разнообразную структуру управления локальным энергетическим хозяйством, в которой представлены дочерние общества ПАО «РусГидро», региональные энергетические компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия, отдельные частные собственники, а также промышленные потребители. Все они представляют собой ресурсоснабжающие организации, осуществляющие монопольный вид деятельности. Регулируемый отпуск электроэнергии осуществляется по ценам на уровне среднероссийских и значительно ниже экономически обоснованных тарифов, что вызывает необходимость субсидирования разницы на региональном уровне, величина которой по субъектам ДФО и Арктики составляет более 15 млрд руб. в год. Часть этих расходов для отдельных регионов ДФО субсидируются за счет специального федерального механизма «Дальневосточная надбавка» путем сбора платежей с потребителей ценовых зон ОРЭМ, а также путем различных межбюджетных трансфертов [2-3].

Важно отметить, что несмотря на осуществление регулируемой деятельности объектами локальной электроэнергетики, а также финансирование этой деятельности из средств бюджетной системы и путём различных видов перекрестного субсидирования, инструмент государственного контроля инвестиций в эту сферу нормативно не закреплен. Так разработка схем и программ развития электроэнергетики не обязывает субъекты Российской Федерации проводить глубокий анализ функционирования локальный энергосистем, а на уровне муниципального образования аналога схем теплоснабжения законодательством не предусмотрено. Именно это является ключевой проблемой взаимодействия государства и бизнеса при реализации инвестиционных проектов распределённой генерации в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики. Более того, государственный институт развития этого направления в отрасли фактически отсутствует.

Наличие труднодоступных населённых пунктов оказывает негативное влияние на состояние отрасли ЖКХ. Высокие транспортные расходы на северный завоз топлива и его неэффективное использование обуславливают высокий уровень экономически обоснованного тарифа, который субсидируется на региональном уровне. Одним из решений по повышению эффективности использования энергетического ресурса в регионах Крайнего Севера могло бы стать привлечение частных инвестиций в проекты модернизации систем теплоснабжения на основе когенерации, но для реализации таких проектов государственная поддержка в отраслевом институте развития не предусмотрена.

В части обращения с ТКО отличительная особенность Дальнего Востока и Арктики состоит в невозможности транспортировки отходов между удалёнными населёнными пунктами и необходимости наличия современных локальных объектов переработки и захоронения отходов, в том числе связанных с использованием вторичных ресурсов в качестве топлива для производства электрической и тепловой энергии. Отрасль переработки ТКО в нашей стране по аналогии с историческим развитием электроэнергетики основывается на создании крупных центров переработки отходов, поэтому муниципальный уровень обращения с отходами и связанные с этим инвестиционные возможности ещё не получили достаточного развития.

Таким образом, к исключительным особенностям макрорегиона следует отнести наличие огромного количества объектов распределённой генерации, ЖКХ и ТКО в удалённых и изолированных районах. Объекты муниципального коммунального хозяйства, к которым целесообразно отнести локальные электрические станции, характеризуются высоким моральным и физическим износом, требуют своевременной модернизации на основе современных технологий и повышения эффективности управления. Гарантированное энергоснабжение потребителей по регулируемым ценам связано с возникновением выпадающих доходов у ресурсоснабжающих организаций, которые компенсируются за счет различных видов перекрестного субсидирования и являются дополнительной нагрузкой для всей отрасли электроэнергетики. Функционирование таких объектов связано с повышенными выбросами углерода и загрязняющих веществ в атмосферу и снижает качество ведения хозяйственной деятельности и жизни населения. Реализация инвестиционных проектов локальной энергетики на основе местных видов топлива, включая возобновляемые источники энергии, может принести долгосрочный вклад не только в социально-экономическое развитие макрорегиона, но и в развитие самих отраслей, и является ярким примером ESG-инвестиций.

Соответствующее целеполагание было сформулировано отдельным пунктом на самом высшем уровне государственного управления в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и позднее закреплено в документах стратегического планирования на федеральном уровне по отраслевому и макрорегиональному признаку, включая Доктрину энергетической безопасности Российской Федерации, Энергетическую стратегию России на период до 2035 года, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, а также комплексные планы по их реализации.

В целях внедрения механизмов повышения эффективности локальной энергетики в 2019 году Правительством Российской Федерации был утвержден отдельный План модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных и труднодоступных территориях.

Наличие указанных поручений, существующая проблематика привлечения инвестиций в эту сферу и отсутствие соответствующего функционала у действующих отраслевых институтов стали основой третьего этапа глубокой проработки механизмов привлечения инвестиций в развитие распределённой генерации в удалённых и изолированных районах со стороны макрорегионального института развития в лице АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», вошедшего в КРДВ в 2021 году.

Подробное описание этой деятельности и особенности предложенного механизма государственной поддержки бизнеса для решения насущной государственной задачи были опубликованы в ряде отраслевых журналов [4-10] и здесь приводиться не будут. Её ключевым результатом является формализация, продвижение и одобрение профессиональным сообществом идеи (Концепции) создания отраслевого института развития распределённой генерации в удалённых и изолированных районах в виде фонда, целью которого будет оказание финансовой поддержки инвестиционным проектам по комплексной модернизации муниципального энергетического хозяйства и обеспечению гарантированного локального энергоснабжения новых потребителей. Функционирование этой структуры должно быть обеспечено необходимой межотраслевой нормативной базой, источниками финансирования и профессиональной командой для проведения экспертизы, оказания финансовой поддержки и сопровождения инвестиционных проектов.

Проблематика локальной энергетики значительно шире территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны и охватывает другие субъекты Российской Федерации. Ярким примером является Томская область, где 24 населённых пункта с населением 12 тысяч человек, находятся в зоне децентрализованного электроснабжения. Более того, отраслевая финансовая поддержка инвесторов в эту сферу должна быть увязана с развитием централизованного электро- и газоснабжения, долгосрочным тарифным регулированием, иметь экономические эффекты в виде снижения межтерриториального перекрестного субсидирования и экологические эффекты в виде снижения вредных выбросов в атмосферу. В связи с этим, её реализация на базе макрорегионального института развития не представляется целесообразной, а возможные дополнительные территориальные преференции должны быть учтены на этапе разработки финансовой модели каждого инвестиционного проекта.

Дорожная карта КРДВ по реализации Концепции предусматривает наделение соответствующими полномочиями действующего института развития коммунальной инфраструктуры в лице ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» с появлением целевого финансирования из государственных программ социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики, а также за счет средств «Дальневосточной надбавки» на поддержку потребителей в удалённых и изолированных районах.

Соответствующее инициатива была поддержана со стороны различных субъ­ектов продвижения масштабных госу­дарственных инициатив в электроэнер­гетике, включая профильные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Аналитический центр при Прави­тельстве Российской Федерации, Минэнерго России, ФАС России, ПАО «Россети», ПАО «РусГидро», Ассоциацию «НП Совет Рынка», Ассоциацию гарантирующих по­ставщиков и энергосбытовых компаний, Институт энергетических исследований РАН, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Центр энергетики Московской школы управления «Сколково» и Финансовый университет при Пра­вительстве Российской Федерации.

В настоящее время продолжается обсуждение на площадках отрасли жилищно-коммунального хозяйства с участием Минстроя России и ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», при этом поставленная в документах стратегического планирования задача внедрения механизма государственной поддержки проектов по повышению эффективности генерации электроэнергии на изолированных и труднодоступных территориях не предусматривает их непосредственного участия.

Важно отметить, что указанная тематика тесно коррелирует с вопросами привлечения частных инвестиций в обновление жилищно-коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах и государственной поддержки ESG-инвестиций, обозначенными в перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 26 апреля 2022 года.

Решением этой межотраслевой задачи на удалённых территориях могло бы стать создание отдельного института развития распределённой генерации, в функционал которого будет входить оказание государственной поддержки частных инвестиций в комплексную модернизацию муниципального энергетического хозяйства и обеспечение гарантированного локального энергоснабжения новых потребителей в удалённых и изолированных районах, как модельных инвестиционных проектов экологической, социальной и корпоративной ответственности (ESG). Это позволит активно использовать современные инструменты привлечения льготного финансирования на рынке капитала, которые уже активно внедряются в отрасли переработки ТКО, а также обратит внимание крупнейших российских инвесторов и финансовых групп, заинтересованных в развитии перспективных технологических направлений внутри страны в условиях санкционного давления.

Список литературы

1. Чубайс А.Б. Реформа российской электроэнергетики: десять лет спустя. Вопросы экономики. 2018. № 8. С. 39 – 56.

2. Башмаков И.А. и др. Низкоуглеродные решения для изолированных регионов России с высокими затратами на энергию. НИР ЦЭНЭФ. Март. 2017.

3. Гимади В.И. и др. Объекты генерации в изолированных и труднодоступных территориях в России. Доклад Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Март. 2020.

4. Губанов М.М., Потёмкин В.В. Привлечение частных инвестиций в развитие распределенной генерации в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики. Региональная энергетика и энергосбережение. 2021. № 1. С. 82 – 83.

5. Губанов М.М., Потёмкин В.В. Дорожная карта для модернизации неэффективной генерации. Региональная энергетика и энергосбережение. 2021. № 2. С. 38 – 40.

6. Потёмкин В.В., Пустовойт Е.Ю., Губанов М.М. Идеальный интерес в распределенной генерации. Энергетика и промышленность России. 2021. № 15-16. С. 20.

7. Потёмкин В.В., Пустовойт Е.Ю., Губанов М.М. Распределённая генерация и ВИЭ на Дальнем Востоке. Как привлечь частного инвестора. Вести в электроэнергетике. 2021. № 4 (114). С. 50 – 59.

8. Губанов М.М., Потёмкин В.В. Большие решения для малой энергетики. Вести в электроэнергетике. 2022. № 1 (117). С. 40 – 47.

9. Губанов М.М., Потёмкин В.В. Распределенная генерация – наиболее рациональное решение по обеспечению потребностей социально-экономического развития удаленных и изолированных районов Дальнего Востока и Арктики. Региональная энергетика и энергосбережение. 2022. № 2. С. 70 – 73.

10. Селезнёв В.С., Губанов М.М., Потёмкин В.В. ESG-трансформация энергетической отрасли Дальнего Востока и Арктики. Энергоэксперт. 2022. № 2 (82). С. 13 – 18.


Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024