На первом международном Дальневосточном зерновом форуме оценили перспективы отрасли и развития логистической инфраструктуры

Государственный институт развития - Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) приняла участие в I Дальневосточном зерновом форуме, который состоялся во Владивостоке. К обсуждению актуальных вопросов аграрного бизнеса были приглашены производители и трейдеры, представители мукомольных, зерноперерабатывающих и логистических предприятий, органов власти, поставщики сельскохозяйственной техники и оборудования, инвесторы.

Ключевые темы форума - государственные меры поддержки экспорта масложировой продукции, логистическая стратегия предприятий и грузоперевозок, создание портовой инфраструктуры, импортозамещение оборудования и современные технологии. Представители органов государственной власти и бизнеса поделились прогнозами развития зернового бизнеса на Дальнем Востоке и обозначили тренды.

Руководитель направления агропромышленного комплекса КРДВ Вадим Терехов рассказал об основных мерах господдержки инвесторов и рынке масложировой продукции в Дальневосточном федеральном округе, тенденциях и перспективах для экспорта в Китай и страны Юго-Восточной Азии.

«В 2021 году доля масложировой продукции в экспорте российского агропромышленного комплекса достигла порядка 20%. Таким образом МЖП является одной из ключевых категорий, занимая второе место после зерновых, и демонстрирует высокие темпы роста – за последние 5 лет среднегодовой уровень составил +20%. С точки зрения экспорта из ДФО всех групп товаров АПК львиная доля приходится на рыбу и морепродукты (86%), доля продукции масложировой отрасли составляет чуть более 1%. За период 2020-2021 годов существенным оказался рост экспортных цен на продукцию глубокой переработки, на масло они выросли более чем в 2 раза, а на жмых и шрот – в среднем на 50%. В связи с этим, создание на Дальнем Востоке дополнительных мощностей по переработке масличных существенно изменило бы экономику региона», - сообщил Вадим Терехов.

Представитель КРДВ также отметил, что в настоящее время поступает много запросов от компаний-импортеров сельскохозяйственной продукции, прежде всего из Китая, по подбору российских поставщиков. Запросы касаются в целом всей линейки товаров дальневосточных аграриев. Учитывая тесные связи КРДВ с торговыми представительствами России за рубежом и различными деловыми и торговыми ассоциациями зарубежных стран, есть возможно оказывать заинтересованным компаниям помощь в поиске дополнительных каналов продаж.

«В настоящий момент в ДФО реализуются около 30 экспортно-ориентированных инвестиционных проектов общей стоимостью более 180 млрд рублей. Наибольший объем экспорта отмечается в Камчатском и Приморском краях, в первую очередь, это водно-биологические ресурсы. В масложировой отрасли реализуется три крупных проекта, в том числе маслоэкстракционный завод (МЭЗ) «Амурский» в статусе якорного резидента территории опережающего развития «Белогорск». Это крупнейшее на Дальнем Востоке предприятие по глубокой переработке сои и зерновых культур, где выпускают шрот, лецитин, соевую обезжиренную муку и полнорационные комбикорма, изоляты, кормосмеси. Также планируется реализация еще 7 проектов по переработке масличных культур на территориях Приморского края, Еврейской автономной и Амурской областей», - сообщил представитель КРДВ.

Соевые бобы являются ключевым объектом экспорта продукции дальневосточных растениеводов: по итогам 2021 года объём экспорта сои составил 76,5% от поставок данной категории по РФ. Сбыт в настоящее время ограничен из-за отсутствия на территории Дальнего Востока крупных внутренних потребителей и нерентабельностью экспортных поставок.

Дмитрий Савенков, директор компании – резидента свободного порта - «Легендагро Логистика», которая занимается транспортировкой зерна, рассказал о создании логистической инфраструктуры в Приморском крае и Амурской области по принципу «от поля до моря». Инвестор оказывает дальневосточным аграриям комплексные услуги по транспортировке и портовой перевалке в портах Зарубино и Владивосток зерновых и масличных культур. В распоряжении резидента СПВ 30 автопоездов-зерновозов, около 100 железнодорожных вагонов и две судопогрузочные машины. В год предприятие может перевозить около 380 тыс. тонн груза и грузить более 200 тыс. тонн в морские суда.

По мнению участников дискуссии, в полной мере реализовывать весь потенциал экспорта не позволяет ограниченность портовой и железнодорожной инфраструктуры. Эту тему продолжили выступления представителей компаний «РЖД» и «РЖД Логистика», которые рассказали о возможностях Восточного полигона и портов Приморья к приему зерновых грузов и поделились опытом использования «Агроэкспресса» в доставке продовольственных грузов в Китай.

О создании во Владивостоке зернового терминала рассказал генеральный директор компании «Терминал ФЕСКО Гайдамак» (учредителем выступает транспортная группа FESCO) Андрей Бутырин. Современные мощности для перевалки зерна создаются на базе объединённого терминала «ФЕМСТА» и «Порта Гайдамак». В настоящее время уже ведется его модернизация, завершить которую планируется в 2024 году. Инвестор создает специализированную портовую инфраструктуру, аналогов которой в настоящее время нет в регионе, для отправки зерновых грузов из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким образом в Приморском крае появится принципиально новая услуга. В дополнение к перевалке генеральных грузов на терминале будут созданы современные мощности для перевалки зерна с использованием элеваторов в объеме более 400 тысяч тонн в год.

В Дальневосточном зерновом форуме 2022 приняли участие более 220 руководителей, топ-менеджеров, владельцев и экспертов компаний, в том числе портовые и железнодорожные операторы, производители и экспортёры зерна, банки и иные организации.

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024