КРДВ приняла участие в обсуждении вопросов продовольственного обеспечения регионов Арктической зоны РФ

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) приняла участие в заседании Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА). Мероприятие было посвящено вопросам взаимодействия производителей и потребителей консервированной пищевой продукции в Арктической зоне РФ.

Приветствуя участников заседания, модератор, координатор Экспертного совета ЭЦ ПОРА Александр Воротников, подчеркнул, что внимание к этой проблеме вызвано, прежде всего, необходимостью существенного повышения надежности и качества обеспечения продуктами арктических районов, что в условиях санкционного давления на Россию приобретает особую важность.

«Российская Арктика экономически и политически перспективная территория, развитие которой зависит в том числе и от того, насколько эффективно решаются вопросы продовольственного обеспечения людей, проживающих на Севере нашей страны. Сегодня макрорегион своими силами обеспечивает завоз социально-значимых продовольственных товаров. Однако высокие цены, обусловленные высокими транспортными издержками, негативно сказываются на экономике арктических субъектов. Вместе с тем, положительное влияние на их экономику могли бы оказать поставки в другие регионы России северных экологически чистых продуктов – мясных и рыбных консервов, товаров из дикоросов. Чтобы у северян появилась альтернатива при выборе товара на полках розничных магазинов и возможность приобрести продукцию местного производства взамен импортной по более низкой цене, необходима модернизация системы поставок продовольственных товаров (сезонных продуктов) из более южных российских регионов. И это не единственная мера, требующая рассмотрения», - отметил Александр Воротников.

Спикер считает, что необходимо разработать новую модель бесперебойного снабжения жителей арктических территорий разнообразной продукцией, подумать, как грамотно использовать технологии фасовки и хранения товаров, цифровые технологии. Также требуют обсуждения вопросы создания новой цифровой платформы для расширения ассортимента товара и упрощения приобретения новых продуктов питания для населения АЗРФ. Необходимо более активное взаимодействие производителей и потребителей консервированной пищевой продукции.

В свою очередь генеральный директор Фонда Рыночных Исследований Юрий Буйнов заявил, что организация уже приступила к разработке механизмов для реализации поставленных задач.

«Выбрали самое сложное направление – социально-экономическое. Смотрим, как в условиях санкций выбирать надежных поставщиков, создавать цепочки прямых поставок. Учитываем множество критериев – и технологичные виды упаковки, и качество, и витаминный состав продуктов, их хранение, распределение по регионам. Наша задача сформировать базу и цифровую платформу обмена северных продуктов на южные с учетом потребительских корзин и сократить издержки, понимая календарь потребления», - сообщил Юрий Буйнов.

По мнению руководителей производственных предприятий «Пищекомбинат Бельковский» и «Семилукский пищекомбинат» Александра Мерникова и Александра Рощупкина, многие из обозначенных задач может решить консервная отрасль пищевой промышленности, поскольку ее продукция не требует особых условий транспортировки и хранения, имеет длительный срок годности и относительно невысокую конечную стоимость для потребителя. Производители выказали готовность расширять ассортимент и осуществлять прямые поставки потребителям, чтобы нивелировать логистические проблемы поставки овощных и фруктовых консервов в отдаленные населенные пункты АЗРФ без существенного увеличения стоимости.

Так, разнообразные овощные закуски готов круглый год поставлять жителям Арктики воронежский производитель, выпускающий в сутки 30 000 банок консервации под брендом «Семилукская трапеза». Рязанский пищекомбинат, ежегодно выпускающий 6 млн банок овощных и мясо-растительных консервов, к имеющемуся ассортименту продукции может добавить полноценные концентрированные обеды и соки для вахтовиков в северных регионах.

Виктор Аверин, возглавляющий компанию «Дивия-Фарм», которая занимается изготовлением фитопрепаратов и пищевых продуктов из морской капусты Laminaria japonica, рассказал о важности натуральных биологически активных добавок для жителей Севера.

«Производство нашей эко-продукции находится в непосредственной близости к местам естественного произрастания бурой ламинарии. Это Сахалинская область, которая является крупнейшим в мире источником этой водоросли. За счет того, что исключена сложная логистическая схема доставки сырья к месту переработки, достигается высокое качество продукции. Мы не используем консерванты, химию, все наши БАДы выпускаются на уникальном запатентованном оборудовании с использованием неотехнологий на базе разработок российских ученых. Их применение может повысить уровень здоровья жителей Крайнего Севера, которые испытывают дефицит растительной витаминной пищи», - подчеркнул Виктор Аверин, добавив, что компания также имеет опыт реализации продукции на онлайн-площадках.

О проблемах завоза грузов в отдаленные труднодоступные районы Крайнего Севера рассказала управляющий директор КРДВ Мария Перова.

По статистике, на текущий момент снабжение удаленных труднодоступных районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется полностью или частично в 25 регионах России и затрагивает 3 млн человек. Общий объем Северного завоза по итогам 2021 года составляет свыше 34 млн. т грузов, из которых 10% занимают грузы жизнеобеспечения, включая продовольственные товары, топливо и нефтепродукты. 95% всех грузов жизнеобеспечения приходится на шесть регионов: Республику Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданскую область, Красноярский край, Хабаровский край и Иркутскую область. Рост общей стоимости товаров Северного завоза превысил инфляцию за 5 лет в два раза. Цены на продукты питания в регионах завоза превышают среднероссийские более чем на 50%. А цена на уголь в отдельных районах Крайнего Севера превышает закупочную цену более чем в 11 раз (дизельного топлива – до трех раз).

«Основных причин таких высоких цен несколько. Во-первых, это сложная и не всегда эффективная мультимодальная логистика товаров, которая увеличивает стоимость потребительских товаров более чем на 40% и существенно ограничивает ассортимент завозимой продукции. Во-вторых, дефицит и высокий процент износа транспортной и складской инфраструктуры: ограниченность водной и железнодорожной инфраструктуры (на отдельных участках железной дороги пропускная способность составляет 67%, ограничения инфраструктуры морских портов приводит к простою 50% судов), ограниченность глубин судоходных рек (только 44% судоходных рек имеют гарантированные глубины), высокий средний возраст судов речного флота (35-40 лет), высокий износ складских баз (процент износа баз ГСМ в Арктике составляет порядка 80%). И третья причина – недостаточная координация при закупке и транспортировке завозимых товаров, что влечет за собой невозможность использовать экономию от масштаба при закупке и транспортировке более крупных партий товаров», - считает Мария Перова.

Резюмируя, представитель КРДВ озвучила несколько предложений для решения наиболее острых проблем высокой стоимости и гарантированности своевременной доставки грузов Северного завоза. В их числе: разработка федерального закона, регулирующего Северный завоз с закреплением на законодательном уровне приоритета транспортной обработки грузов, завозимых в удаленные и труднодоступные территории Крайнего Севера; создание федеральной системы мониторинга Северного завоза и электронной торговой площадки, включая маркетплейс для упрощения поиска поставщиков и покупателей; использование Севморпути в реализации Северного завоза и разработка системы мер господдержки исполнителей Северного завоза.

«Северный завоз – это важная составляющая жизнеобеспечения и развития территорий, отнесенных к районам Крайнего Севера. Для этого требуется закрепление ответственности и более усиленная координация деятельности органов публичной власти и бизнеса по организации и исполнению Северного завоза», - подчеркнула Мария Перова.

В завершение заседания Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) участникам – представителям бизнес-сферы, федеральных и региональных органов власти, ученым было рекомендовано создать рабочие группы по основным вопросам взаимодействия производителей и потребителей консервированной пищевой продукции в Арктической зоне РФ.

Фото предоставлено пресс-службой Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) 

 

 

 

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024