Удалось ли в развитии Дальнего Востока достичь результатов, которые вы считаете важными?
Главный итог — то, что сегодня на Дальнем Востоке России функционирует конкурентоспособная модель управления: это территории опережающего развития (ТОР), Свободный порт Владивосток (СПВ), адресная поддержка инвесторов.
В стадии реализации с помощью режимов свободного порта и ТОР (к числу которых недавно добавились две новые — в Бурятии и Забайкалье) находятся 1773 инвестиционных проекта общей стоимостью свыше 3,1 трлн руб. На долю резидентов ТОР приходится почти 2,5 трлн руб. А реализация всех заявленных проектов ТОР и СПВ позволит трудоустроить до 130 тыс. жителей региона. Более чем за четыре года существования режимов ТОР и СПВ резиденты вложили уже более 440 млрд руб. и создали почти 30 тыс. рабочих мест.
В прошлом году на IV Восточном экономическом форуме АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ) подписаны соглашения и меморандумы на сумму порядка 300 млрд руб. Проекты реализуются в горнодобывающей, нефтехимической отраслях, рыбодобыче и переработке, машиностроении, судостроении, сельском хозяйстве, в сфере туризма и других. К примеру, благодаря подписанию трехстороннего меморандума о намерениях между АО «Аметистовое» (входит в «Золото Камчатки»), Корпорацией развития Дальнего Востока и правительством Камчатского края уже в текущем году компания получила статус резидента ТОР и смогла приступить к реализации проекта «Строительство подземного рудника и модернизация ГОК на базе месторождения Аметистовое». Планируемые инвестиции с 2019 по 2027 год составят около 4 млрд руб. Строительство рудника и модернизация ГОКа дадут дополнительный импульс развитию северной части Камчатки и позволят трудоустроить 498 жителей региона.
Каковы перспективы на ближайшие годы?
На 20 ТОР и в СПВ создаются все условия для развития промышленного потенциала, что способствует кластерному развитию регионов.
В числе прорывных проектов назову Амурский газохимический комплекс, заводы по производству метанола и минеральных удобрений. Так, компания «Сибур» прорабатывает реализацию Амурского ГХК на ТОР «Свободный» в Амурской области мощностью 1,5 млн т этилена в год с дальнейшей переработкой в полиэтилен востребованных на российском и мировом рынках марок. Основным сырьем будет выступать этановая фракция со строящегося Амурского газоперерабатывающего завода («Газпром»). Это будет одним из примеров кооперации резидентов.
Не менее значимый проект реализуется в ТОР «Большой Камень», где судостроительный комплекс «Звезда» возводит современную судоверфь. Объем инвестиций — более 150 млрд руб. Резидент строит танкеры класса «Афрамакс», в портфеле заказов уже 38 судов, но говорить о завершении проекта мы сможем только в 2024 году.
Крупнейшими реализованными проектами в условиях режима СПВ можно назвать «Авиаполис Янковский» (индустриальный парк и логистический комплекс), компании «Артаяр», «Восточный луч» и ИСК «Патрокл» запустили торгово-выставочный и жилые комплексы. На различных стадиях реализации сейчас находятся более 1,5 тыс. инвестиционных проектов. При этом около 400 инвесторов стали резидентами за прошедший год, с момента проведения ВЭФ-2018.
В целом самые востребованные отрасли для ТОР — логистика и транспорт, в этом направлении работает каждый шестой резидент. Лидером по объему инвестиций — около 1 трлн руб. — является газохимия. Больше всего дальневосточников и специалистов из других регионов трудоустроят судостроители: они создают более 11 тыс. рабочих мест.
Реализация инвестпроектов в сфере туризма позволит построить и модернизировать в ТОР и СПВ более сотни гостиничных и бальнеологических комплексов, баз отдыха и апарт-отелей, в том числе детские оздоровительные лагеря (всего около ста проектов в СПВ и более 40 — в ТОР). На Камчатке в рамках ТОР прорабатывается создание туристического кластера — cпрос со стороны туристов из Юго-Восточной Азии растет.
Как строится взаимодействие с резидентами в новых ТОР — в Забайкалье и Бурятии?
Взаимодействие с инвесторами и резидентами Республики Бурятия и Забайкальского края управляющая компания выстраивает при помощи дочерних обществ. Весной были зарегистрированы, а в июне фактически начали работу дочерние общества КРДВ — управляющие компании ТОР «Бурятия» и ТОР «Забайкалье». По сути, это полноценные представительства корпорации по комплексному сопровождению резидентов на местах.
Какие проблемы сейчас для резидентов самые острые?
Прежде всего привлечение финансирования. Минвостокразвития России с нашим участием разработало механизм субсидирования процентной ставки для резидентов ТОР и СПВ. Также рассчитываем на более плотное взаимодействие с банками — в настоящее время мы создаем пул надежных партнеров, которые смогут работать с нашими инвесторами и резидентами на взаимовыгодных особых условиях. На полях ВЭФ-2019 подпишем ряд рамочных соглашений о сотрудничестве с федеральными и региональными банками.
Не менее серьезная проблема — обеспечение резидентов СПВ земельными участками. Мы совместно с Минвостокразвития России подготовили ряд поправок в законодательство, чтобы инвесторы, получившие статус резидентов, получали преференции режима свободного порта.
Как КРДВ реагирует на невыполнение обязательств резидентами? Был ли у кого-то отозван этот статус?
Между корпорацией и резидентами существуют взаимные обязательства. Обеспечение инвесторов инфраструктурой сопряжено с выделением значительных бюджетных средств. Мы контролируем, чтобы эти средства осваивались эффективно. А резиденты обязаны реализовать свои бизнес-идеи. Уже на этапе рассмотрения и анализа инвестиционного проекта мы стараемся учесть все возможные риски.
Расторжение соглашений в судебном порядке — явление достаточно редкое, но все же возможное: от общей массы резидентов — 0,56%. Основные причины расторжений — нереализация проектов в предусмотренные сроки.
Не упал ли интерес иностранного капитала к ТОР и другим преференциальным режимам?
Наоборот, он растет, и достаточно активно. Такой интерес — признание того, что конкурентоспособность Дальнего Востока на рынке АТР повысилась. Среди резидентов ТОР и СПВ сейчас 92 компании с иностранным участием. Общая сумма инвестиций — 247,8 млрд руб., планируется создать более 18,5 тыс. рабочих мест. В тройке стран-лидеров среди наших партнеров — Китай, Республика Корея и Япония.
Какие мероприятия ВЭФ-2019, на ваш взгляд, наиболее важны?
План работы достаточно насыщен, включая центральную экспозицию Минвостокразвития России, участие в деловой программе. Планируем подписать юридически обязывающие соглашения на сумму порядка 200 млрд руб. В рамках соглашений о сотрудничестве корпорация запустит новые возможности для инвесторов и резидентов ТОР и СПВ.
Совместно с Минвостокразвития мы подготовили одну из ключевых деловых сессий, где проанализируем итоги и перспективы преференциальной системы. Вместе с представителями бизнеса будем обсуждать новые инструменты. Значительное внимание уделим оптимизации нормативной базы, вопросам инфраструктуры.
РБК