Как экспортировать креативные продукты Дальнего Востока разобрались российские и иностранные эксперты в ходе Форума креативных индустрий

В Хабаровске на Форуме креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке» прошла модульная дискуссия на тему продвижения и экспорта креативных товаров региона. В ходе мероприятия «Конфа ФКИ: экспорт креативных продуктов Дальнего Востока» представители компаний творческой отрасли рассказали о международном продвижении локальных брендов, о развитии кино, анимации, музыки и других форм творческого самовыражения. Конференция стала площадкой для обсуждения проблем и вызовов, с которыми сталкиваются креативные индустрии Дальнего Востока. Кроме российских, в работе конференции приняли участие известные международные эксперты.

Руководитель лаборатории исследования креативных индустрий Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Виктория Боос отметила, что Россия занимает 27 место в мире по абсолютной величине экспорта. Этот показатель коррелирует с тем, какое положение занимают российские креативные продукты на международных площадках, конкурсах и премиях. 

«Самым большим спросом пользуются продукты архитектурной и книгоиздательской отраслей. В целом ряде направлений российские экспортёры тоже довольно успешны — от разработки ПО до моды. Значимым препятствием во многих экспортных нишах для нас является стеклянный потолок из-за сильных конкурентов. Однако, проанализировав доступные данные, мы увидели и точки роста: ковры и ювелирные изделия. Кроме того, нашим конкурентным преимуществом остаются технологии и аутсорсинг в моде — например, лекала и выкройки», - сказала Виктория Боос. 

Руководитель проекта по поддержке экспорта услуг АО «Российский экспортный центр» Катерина Шубина: «Креативная экономика актуальна сегодня, и государство многое делает, чтобы настроить взаимодействие между бизнесом, креативным сообществом, центрами развития креативных индустрий и властью. Экспорт - один из драйверов роста отрасли. Это не только товары, но и услуги, и люди, занятые в креативной сфере. Львиную долю креативного экспорта сегодня занимает IT и дизайн. Однако не стоит сбрасывать со счетов кино, анимацию и видеоигры: это мягкая сила, которая продвигает нашу культуру за рубежом и обеспечивает рост смежных отраслей». 

Навар Абдул Вахед, главный исполнительный директор компании EurAsia Gulf (ОАЭ): «Дальневосточным предпринимателям для эффективного взаимодействия с деловыми кругами в Арабских Эмиратах необходимо помнить о важности погружения в местную культуру. Очень важно общаться с людьми, изучать традиции и обычаи, пытаться понять, насколько ваш продукт будет востребован на местном рынке. Личный контакт и дружеские отношения выходят здесь на первый план». 

Представитель компании V-exim Solutions в России София Доан (Вьетнам) рассказала об успехе российских креативных продуктов во Вьетнаме и отметила, что этот успех строится на большом желании местной аудитории познать многообразную российскую культуру. Существенную роль в этом играют истории, рассказывающие о регионе страны, малом народе или конкретном художнике, и транслирующие близкие вьетнамцам ценности: мобильность, экологичность, культ предков.к 

Основатель музыкального лейбла BGW и Дальневосточного музыкального форума, продюсер музыкальных проектов и менеджер артистов Павел Лопатин (Владивосток): «На Дальнем Востоке развивается экосистема, отличная от Москвы и Санкт-Петербурга: мы первые азиаты для европейцев и первые европейцы для азиатов. В вопросах экспорта продукта на азиатский рынок следует быть последовательными и упорными: известные за рубежом российские бренды имеют долгую историю - если продукт давно знают и у него есть репутация, это сильнее влияет на его коммерческий успех». 

Руководитель направления по продажам на рынке Африки компании «Свеза» (экспорт березовой фанеры) Алексей Ляпунов: «Чтобы преодолеть культурный разрыв и языковой барьер, в первую очередь нужно соблюдать договорённости. Если держать слово, зарубежные партнёры становятся очень лояльными. Огромное значение имеет мягкая сила - в Африке контент из России воспринимается очень позитивно».

Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов подытожил: «Конфа ФКИ про экспорт стала событием, которое позволило быстро и глубоко погрузиться в предмет: была плотная программа выступлений и широкий спектр тем, затронутых участниками — от статистики до практических рекомендаций по выходу на зарубежные рынки. Содержание конференции будет переложено в документ, который станет памяткой с набором конкретных действий для российских экспортёров. Само же событие послужило социальным клеем для отношений с зарубежными экспертами: они почувствовали необходимость делиться знаниями и опытом, — и мы намерены масштабировать этот процесс, став оператором международных контактов для развития экспорта креативных продуктов Дальнего Востока и России в целом».

Форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке» проходит в Хабаровске с 1 по 3 августа. Мероприятие организовано Минвостокразвития России и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) при поддержке правительства Хабаровского края как площадка для общения креативных индустрий, крупного бизнеса и власти.

 

 

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2025