В мероприятии под председательством Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, которое прошло в правительстве Архангельской области при участии главы региона Александра Цыбульского, обсуждались вопросы реализации крупных инвестиционных проектов. На совещании была представлена информация о разработке комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла и проекте строительства глубоководного района морского порта Архангельск. Глубоководный район морского порта Архангельск с круглогодичной навигацией должен стать ключевым элементом Архангельской опорной зоны развития в Арктике и инфраструктуры Северного морского пути. Проект разработан для достижения целей, определенных Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Документ предполагает увеличение мощности морских портов в акватории Северного морского пути (СМП) и увеличение грузопотока по СМП к 2030 году до 150 млн тонн. Суммарная проектная мощность глубоководного порта составит 37,9 млн тонн в год. Для реализации проекта необходимо строительство железной дороги протяженностью 70 км и 50 км автомобильной дороги. Суммарный объем капитальных затрат по проекту превышает 150 млрд рублей. При этом реализация проекта позволит создать в регионе 2,8 тыс. новых рабочих мест. Создание нового глубоководного района порта включено в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. – В новой экономической ситуации значение Архангельского порта значительно возросло. Глубоководный район порта может стать ключевым элементом в инфраструктуре Северного морского пути, развитие которого сейчас – стратегическая задача, поставленная Президентом. Кроме того, транспортно-логистический потенциал области дополняется имеющимися у нас компетенциями в сфере судостроения и судоремонта. В целом машиностроение формирует 11,7 % ВРП региона. И эта доля может возрасти. Если раньше ремонт судов осуществлялся большей частью за рубежом, теперь эти работы выполняют отечественные верфи. Поэтому сейчас поддержка проектов по направлениям судостроения и судоремонта особенно актуальна, - сказал в ходе совещания губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Созданию нового судоремонтного производства в Архангельске на мероприятии было уделено отдельное внимание. Флот судоходных компаний, осуществляющих регулярные заходы в порт или работу в Архангельской области, превышает 260 судов. Это и суда класса «река-море», и суда ледокольного флота, а также промысловые суда. В Архангельской области широко представлены возможности проведения судоремонтных работ. Такими компетенциями обладает целый ряд предприятий: завод «Красная Кузница», база технического обслуживания Архангельского тралового флота, АО «Архангельская РЭБ флота», группа компаний «Оптимист» и судоремонтный завод «Лайский док». Всего в регионе действуют более 50 предприятий из числа малого и среднего бизнеса, занятых в судоремонте, осуществляющих сопутствующие работы, производство, поставку запчастей и комплектующих для ремонта судов. В отрасли судоремонта сегодня занято более 11 тысяч человек. Вместе с тем для дальнейшего расширения возможностей судоремонта в регионе необходимо наращивать доковые мощности. Актуальность этого вопроса подтверждают прогнозы судовладельцев. Рост потребности в доковом ремонте арктического флота в Архангельске в ближайшие годы вырастет в 2,5 раза, что потребует приобретения как минимум одного дока мощностью 9000 тонн. На совещании обсуждались варианты финансирования строительства новых доков при поддержке государства. «Динамика экономического развития Архангельской области напрямую зависит от успеха промышленных и инфраструктурных проектов, направленных на реализацию естественных конкурентных преимуществ региона. Они связаны как с его уникальным месторасположением, так и с накопленными профессиональными компетенциями - например, в таких сферах, как судостроение и судоремонт. В условиях внешнего санкционного давления со стороны недружественных стран значение архангельского транспортно-логистического узла многократно возрастает. Его потенциал будет задействован при реализации разработанного Правительством плана развития Северного морского пути. Чтобы снять существующие инфраструктурные ограничения будем применять весь комплекс мер государственной поддержки, включающий как прямые бюджетные инвестиции, так и комбинированные программы, основанные на использовании механизма государственно-частного партнерства. В частности, арктическую концессию», - отметил Алексей Чекунков.