Механизмы взаимодействия между вузами и бизнесом в Арктике и международное образовательное сотрудничество рассмотрели на ПМЭФ

На стенде «Арктика – территория диалога» в рамках Петербургского экономического форума состоялась стратегическая сессия по теме «Развитие научно-образовательного потенциала Арктики». В мероприятии, организованном Минвостокразвития России при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), приняли участие представители федеральных и арктических вузов, предпринимательского сообщества, а также научных и технологических организаций Китая. Модератором сессии выступил Гасан Гасанбалаев, исполнительный директор КРДВ по социальному развитию.

Открывая сессию Гасан Гасанбалаев подчеркнул: «От уровня технологического и научного развития зависят все отрасли экономики и в целом развитие любой территории. Тем более такой как Арктика. Где научные исследования и инновационные разработки являются одним из важнейших инструментов обеспечения экономической, технологической, экологической и обороной безопасности государства в регионе. Наша задача выстроить взаимодействие всех сторон таким образом, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и развивать новые компетенции».

Эту мысль развила Елена Дягилева, заместитель губернатора Мурманской области: «Экономика Арктики развивается мощными темпами. У нас на сегодняшний день реализуется порядка 300 проектов с инвестициями более 1 трлн рублей. В ближайшей перспективе это более 40 тысяч рабочих мест. И это не про вахтовый метод – мы должны развивать наши собственные трудовые ресурсы! Важно, чтобы ребята, которые подрастают в регионе, получали здесь образование и трудоустраивались. Аналогично мы ждем ребят извне региона. То есть нам надо настраивать систему образования таким образом, чтобы она выпускала специалистов по востребованным специальностям».

Она также отметила, что этот вопрос решается через выстраивание баланса спроса предприятий и выпуска специалистов учебными заведениями. Для этого создаются молодёжные научные центры, действуют научные акселераторы, реализуется программа «Приоритет 2030», «Профессионалитет» и другие инструменты. Также Елена Дягилева подчеркнула, что необходимо развивать кооперацию арктических и федеральных вузов: «Экономический потенциал Мурманской области не всегда очевиден для молодых людей, поэтому сейчас мы реализуем большое число профориентационных мероприятий среди школьников. Например, организуем для них экскурсии на промышленные предприятия. Кооперация ключевых индустриальных партнеров региона и образовательных учреждений, как и трансформация университетов, поможет юным северянам увидеть перспективы в родном регионе и получить востребованную специальность».  

Ректор СВФУ Анатолий Николаев поддержал эту мысль, отметив, что «Практика консорциуме арктических вузов помогает достичь необходимой концентрации образовательных программ, создать территорию доверия между вузами и представителями промышленности, ведь объединение помогает работать на одну цель».

Представители предпринимательского сообщества рассказали о своих запросах к образованию и опыту в подготовке специалистов на действующие производства. 

«Мы формируем модели профессиональных компетенций с учетом специфики нашей компании и совместно с вузами встраиваем эти компетенции в учебную программу. Например, в этом году мы начинаем обучение по специальности Горное дело в Заполярном государственном университете по такой обновленной программе. По итогам выпуска мы получим готовых специалистов, которые могут сразу выходить на работу. Другой новый и очень эффективный образовательный формат мы назвали "образовательный коридор". Это механизм, при котором ребята поступают в ссуз, а их лабораторные часы, практика идут в зачет обучении в вузе. Затем переходя по такому "коридору" из ссуза в вуз на наши специальности и, получая высшее образование, ребята приходят к нам на работу», - рассказала Дарья Крячкова, вице-президент по кадровой политике ПАО «ГМК «Норильский никель».

Она подчеркнула, что важно отбирать и готовить талантливых ребят уже со школьной скамьи. По её мнению, необходимо вовлекать в этот процесс новых участников, создавать объединения учебных организаций.

Мысль о расширении партнерства развил представитель Харбинского инженерного университета (Китай), предложив создать межгосударственную научно-образовательную среду.

«Для нас в Китае важно развивать сотрудничество с российскими вузами и в частности –университетами Арктики. Так мы сможем соединить российские арктические компетенции и наши технологические наработки. Целесообразно выстраивать механизм сетевого взаимодействия, создавать совместные научно-образовательные центры, учебные программы – это будет способствовать взаимовыгодному сотрудничеству наших стран», - заявил Гао Тяньмин, директор Центра исследований синей экономики Арктики Харбинского инженерного университета.


Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024