Роль университетов в развитии ДФО и новые возможности профессионального развития для молодёжи обсудили на Дне Дальнего Востока и Арктики

В Москве в ходе деловой программы Дня Дальнего Востока и Арктики на площадке Международной выставки-форума «Россия» прошла экспертная панельная сессия «”Высшее” на Дальнем: карьерные треки для молодежи». Представители Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), ректоры дальневосточных вузов, эксперты в области развития образовательных технологий рассказали о достижениях своих образовательных организаций, о преимуществах обучения на Дальнем Востоке, перспективах получения востребованных профессий и возможностях, которые сегодня регион может предоставить молодым людям для профессионального и личностного развития. Организаторами сессии стали Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и КРДВ.

Исполнительный директор КРДВ по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, выступивший модератором экспертной сессии, в приветственном слове отметил, что сегодня на Дальнем Востоке растет количество рабочих мест для молодежи с привлекательной оплатой труда и хорошими карьерными перспективами. Региону требуются талантливые и высококвалифицированные кадры. Программа «Приоритет-2030. Дальний Восток», запущенная в 2022 году и направленная на реализацию стратегических проектов развития вузов, стала драйвером качественной трансформации дальневосточных университетов. В первый год реализации программы «Приоритет 2030. Дальний Восток» вузы ДФО запустили более 60 новых программ высшего образования, в том числе 17 сетевых программ с ведущими университетами. Программа превращает региональные университеты в центры формирования новых смыслов, становится фактором качественного развития человеческого капитала. 

Исполнительный директор АНО «Центр развития образования «Интеграция» Ирина Жукова рассказала собравшимся о новых трендах в работе вузов с абитуриентами и студентами. 

«Два ключевых прогрессивных тренда в этой области - цифровизация и мобильность. Сегодня с помощью сервиса «Поступай в вуз онлайн» каждый абитуриент, не выезжая из родного города, может подать документы в университет в любой части нашей страны, выбрать обучение с применением дистанционных форм и получать профессию без дополнительных расходов. Современные абитуриенты могут выстраивать собственную траекторию обучения и проходить курсы на открытых образовательных площадках у лучших преподавателей. Такая цифровизация дает абитуриентам широкие возможности для выбора. Она же усиливает конкуренцию среди университетов. Если вчера региональные вузы конкурировали за таланты друг с другом, то сегодня они должны конкурировать со столичными университетами. В такой ситуации без применения цифровых решений и нестандартных подходов выиграть конкуренцию практически невозможно. Но в работе с абитуриентами важно не просто использовать современные цифровые инструменты привлечения и охвата аудитории. Необходимо выделить свою целевую аудиторию, образ будущего студента, а затем определить максимально эффективные механизмы привлечения. 

Второй тренд - это мобильность. В работе вузов Дальнего Востока входящая студенческая мобильность может стать драйвером развития как университетов, так и территорий. На базе вузов возможна организация полигонов для стажировок и проведения образовательных модулей с использованием уникальных природных, культурных, инфраструктурных особенностей региона. Непрерывный приток молодежи будет способствовать изменению среды внутри вузов, сможет обеспечить эффективный инструмент привлечения талантливых ребят на обучение по востребованным в экономике региона направлениям подготовки», - рассказала Ирина Жукова. 

Ректор Тихоокеанского государственного медицинского университета Валентин Шуматов в ходе выступления на сессии рассказал, что в ТГМУ в рамках проекта «Приоритет 2030. Дальний Восток» разработана и реализована проактивная модель профориентационной работы по привлечению абитуриентов из регионов Российской Федерации. 

«Профориентационные активности ТГМУ охватили более 3,5 тыс. обучающихся как в регионах ДФО, так и за его пределами. Большое внимание вуз уделяет повышению престижа и узнаваемости бренда, информационной доступности, повышению привлекательности обучения в вузе. Ученый совет ТГМУ учредил именную стипендию для «высокобалльников» в размере 15 тыс. и 20 тыс. рублей. Количество лауреатов стипендии из числа студентов 1 курса по результатам приемной кампании 2023 года составило 58 человек. 7 программ специалитетов высшего медицинского образования сегодня корректируются на соответствие новым профессиональным стандартам и требованиям. В университете создано агентство по целевому набору студентов и трудоустройству выпускников. Сегодня его работа охватила более 450 школьников и студентов, в ней принимают участие более 200 представителей медицинских организаций. Одним из эффектов трансформации образовательной политики вуза в 2023 году стало повышение привлекательности обучения в Тихоокеанском Медицинском. Это подтверждается и ростом количества абитуриентов», - сообщил участникам панельной сессии ректор ТГМУ Валентин Шуматов. 

Основатель фирмы «Мечталёт» Виталий Тен рассказал, как успех мультфильма «Смешарики» вдохновил его и партнеров инвестировать деньги в создание мультфильмов, о флагманском продукте студии - мультипликационном сериале «Спина к спине», и вызовах, которые ставят перед образовательными организациями развитие новых отраслей экономики. Работа анимационной студии «Мечталёт» вызвала интерес Президента России. Владимир Путин посетил производственную площадку студии в ходе своего недавнего визита в Хабаровск. 

02.jpg

«В какой-то момент мы поняли, что создаем не просто компанию, а настоящую новую индустрию. А для создания новой отрасли в процесс должны включиться власти всех уровней, бизнес, образование. Это непросто. Но делать это нужно. Креативная экономика, в отличие от индустриальной, может создавать новые рынки и новые продукты. Сегодня центром развития становится Азиатско-Тихоокеанский регион. Географически мы находимся рядом, но в этом процессе пока не участвуем. А ведь такой шанс нельзя не использовать - и креативная индустрия может стать здесь локомотивом. Важно, что при создании новых рынков нужно сразу создавать и новые специальности. Раньше аниматоров на Дальнем Востоке не было. И на первом этапе мы обучали, создавали аниматоров сами. Вузы включились в эту работу спустя 4 года. Первый набор был сделан в Тихоокеанском государственном университете. Сейчас в ТОГУ анимацию изучают 18 человек», - рассказал Виталий Тен. 

В ходе экспертной сессии было отмечено, что решения, принятые Правительством РФ по повышению качества вузов Дальнего Востока, реализация программы «Приоритет 2030. Дальний Восток» позволили за 3 года на треть уменьшить процент уезжающих с Дальнего Востока учиться в другие регионы, и увеличить количество первокурсников, которые приезжают в ДФО из других регионов. 

«Образование - это объединяющая сила. Необходимо объединять знания и возможности институтов развития, региональных университетов, работодателей, ведущих вузов нашей страны для того, чтобы образование на Дальнем Востоке и в Арктике становилось настоящим фронтиром, инструментом качественного развития территорий», - отметил в завершении сессии Гасан Гасанбалаев.

Последние новости

© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», 2024